Найти в Дзене
Акум Эксперт

АКБ для электрического подвесного лодочного мотора – выбор недорогого и подходящего варианта

Оглавление

Электрический лодочный подвесной мотор далеко не самая распространенная вещь среди рыбаков. Большая часть пользуется бензиновыми двигателями. У каждого из моторов свои достоинства и недостатки, и какому отдать предпочтение – дело личных пристрастий. Но выбирая электрический мотор, не стоит забывать об источнике энергии для него – аккумуляторной батарее.

Несколько слов о лодочном моторе

А рассмотрение этого изделия лучше всего провести на примере электромотора Minn Kota ENDURA 34, одного из самых распространенных и популярных, показанного на фото ниже:

Не касаясь его возможностей, стоит немного затронуть характеристики. Одна из них – величина развиваемой тяги при вращении винта. Она составляет 34 lbs. У мотора пять передач вперед и три назад. В зависимости от выбранной передачи меняется тяга мотора, скорость движения и потребляемый от АКБ ток. Его значения приведены в таблице ниже:

-2

Немного про аккумуляторы

Их разделяют на два типа:

  • стартерные, используемые для запуска ДВС на автомобиле;
  • тяговые, служащие источником электроэнергии для троллейбусов, электромобилей, электромоторов.
-3

У каждого из них свое предназначение и различные характеристики. Если первые способны разово, мгновенно создать мощный импульс тока в сотни ампер, необходимый для запуска ДВС, то вторые могут длительное время отдавать ток, не критичны к глубокой разрядке и выдерживают большое количество циклов заряд-разряд. Именно на этом различии и основано предубеждение, что автомобильные АКБ не подходят для питания лодочного мотора.

Почему же нельзя использовать широко распространенные и легко доступные обычные АКБ (стартерные по принятой классификации), и вместо них надо покупать дорогие тяговые? Для сравнения – самый обычный автомобильный АКБ емкостью 60 Ач стоит 3-4 тысячи рублей, и можно найти еще дешевле, тяговый для лодочного мотора стоит 13-40 тысяч рублей, и это не предел. Электромотор Minn Kota стоит 12-14 тысяч рублей (все цены по данным различных сайтов из Интернета).
-4

Основные возражения против использования автомобильных АКБ следующие:

  • они не способны длительное время отдавать постоянный ток в нагрузку;
  • эти аккумуляторы не допускают глубокого разряда и быстро выходят из строя.

Однако и тяговые АКБ не лишены недостатков. Кроме высокой цены стоит упомянуть такие:

  • зависимость от напряжения зарядки. Тяговые батареи очень критичны к перезарядке и при несоблюдении режимов быстро выходят из строя. Поэтому кроме дорогого аккумулятора придется покупать и дорогую зарядку;
  • зависимость от окружающей температуры. Подобные АКБ критичны к пониженным температурам, и хранить их нужно в комнате, а не на балконе или в сарае.

А как все обстоит на самом деле?

Умные люди говорят, что когда дует ветер, надо строить не забор, а мельницу. Так и в данном случае следует просто не доводить ситуацию до критической. Многие автомобилисты сталкивались с ситуацией, когда по той или иной причине пропадает зарядка на машине. Зачастую нет возможности устранить повреждение на месте, и приходится ехать, используя для питания электроники энергию, запасенную в АКБ.

И хоть потребление бывает достаточно большим, но отключив все ненужное, три, а то и больше, часа можно ехать. Аккумуляторы изначально являются хранилищем электроэнергии, а значит, любой из них способен какое-то время отдавать ранее запасенную потребителю. И тут пора воспользоваться приведенной выше таблицей. На третьей передаче электромотор Minn Kota потребляет 12 А. Значит, АКБ емкостью 60 Ач сможет поддерживать этот режим 5 часов. Для одного аккумулятора вполне приемлемый результат.

Теперь рассмотрим глубокий разряд. А он нам нужен? Достаточно взять с собой обычный мультиметр и контролировать напряжение АКБ под нагрузкой. И не допускать просадки напряжения ниже 10,8 В. Вот тогда батарея прослужит вам достаточно долго.

Так как же использовать автомобильный АКБ для питания лодочного электромотора?

Все достаточно просто, и эти рекомендации проверены в течение многих лет. Лучше всего при выходе на воду использовать два обычных АКБ емкостью 60 Ач. Для контроля их состояния использовать вольтметр. Не допускать под нагрузкой падения напряжения ниже 10,8 В. Если в результате длительного использования напряжение снижается ниже порогового значения, переключитесь на другую батарею.

И еще один совет. Для движения лодки лучше всего включать третью или вторую передачу на моторе. На пятой передаче вы перемещаетесь примерно со скоростью 5-7 км/ч, тогда как на третьей – 3 км/ч. Однако благодаря такому режиму движения вам окажется доступна вся ближайшая водная акватория, и на длительный период сохранится мобильность. Скорость будет равна скорости обычной гребной лодки.

Стоит только иметь в виду, что сразу после возвращения с рыбалки АКБ необходимо поставить на зарядку. В этом случае значительный ее разряд не окажет заметного влияния на техническое состояние аккумулятора.

Заключение

Ограничение на использование автомобильного АКБ для питания подвесного лодочного мотора носит несколько искусственный характер и преследует своей целью заставить потребителя купить заведомо более дорогой тяговый аккумулятор. Используя достаточно простые правила, вполне успешно можно применять для таких целей обычный АКБ емкостью 60 Ач.