Уже после прославления Царской семьи среди православных христиан и даже священнослужителей имеются те, кто не почитают Царя Николая ΙΙ как святого.
В связи с этим, весьма ценным представляется суждение профессора Патрологии богословского факультета Университета им. Аристотеля в Салониках Христоса Арамбадзиса по вопросу о главном условии для канонизации того или иного лица. В качестве такового он рассматривает признание святости человека другими святыми, как его современниками, так и жившими после.
Так, среди святых и подвижников благочестия, свидетельствовавших о святости Царя Николая до его причисления к лику святых в Русской Православной Церкви: святители Николай Сербский (Велимирович) (https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/) и Иоанн Шанхайски и Сан-Франциский (Максимович) (https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimovich/), а также старец Николая Гурьянов (https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjanov/).
При этом, многократно засвидетельствовано, что святитель Иоанн Шанхайский и отец Николай Гурьянов имели опыт непосредственного общения с духовным миром, в том числе со святыми, в отличие от большинства из нас.
Таким образом, рассматриваемый критерий святости – это не ещё одно формальное требование для канонизации кого-либо в качестве святого, но проистекающее из жизни во Святом Духе подвижников благочестия, и свидетельствующее о единстве Церкви земной – воинствующей с небесной – торжествующей, то есть двух частей града Божия (см. книгу блаженного Августина «О граде Божием»: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem/).
Таким образом, указанное условие признания в качестве святого – не формальное, а онтологическое, поскольку оно отражает невидимую для телесных очей духовную реальность, в которой присутствует Бог, ангелы, святые, рай и ад, бесы и души усопших грешников.
Реквизиты для поддержки блога: карта Сбербанка 2202 2004 2264 7071, владелец карты - Ольга Александровна Ч.