по материалам группы на ФБ по переводу Гиты в редакции 1972 года
Когда мы материально осквернены, то считаемся обусловленными. Ложное сознание проявляется, когда я считаю себя производной от материальной природы. Это называется ложным самоотождествлением. Человек, который погружен в телесные представления о жизни, не может понять своего положения. Бхагавад-гита была поведана для того, чтобы освободить людей от телесных представлений о жизни, и Арджуна принял это положение для того, чтобы получить эти знания от Господа. Человек должен освободиться от телесных представлений о жизни; это первый шаг для духовного человека. Тот, кто хочет обрести освобождение, должен, прежде всего, понять, что он не является этим материальным телом. Мукти или освобождение означает свободу от материального осквернения. В Шримад-Бхагаватам также дается определение освобождения: Мукти означает освобождение от оскверняющего влияния, которое присутствует всюду в материальном мире и обретение чистого сознания. Все наставления Бхагавад-гиты предназначены для пробуждения этого чистого сознания, и поэтому в последних наставлениях Гиты мы видим, что Кришна спрашивает Арджуну, находится ли он теперь в чистом сознании. Очищенное сознание означает действия в соответствии с указаниями Господа. В этом вся суть чистого сознания. Сознание уже существует, потому что мы являемся неотъемлемыми частичками Господа, но у нас есть склонность попадать под влияние низших гун. Но Господь, будучи Верховным, никогда не попадает под это влияние. В этом различие между Верховным Господом и обусловленными душами.
Что это за сознание? Это сознание «Я есть». Но тогда, кто я? В оскверненном сознании «Я есть» означает «Я господин всего, что я вижу. Я наслаждающийся». Земля вращается, поскольку каждое живое существо думает, что оно повелитель и создатель материального мира. Материальное сознание объединяет в себе два подхода к жизни. Первый, что я создатель, а второй, что я наслаждающийся. Но на самом деле верховный Господь является и создателем и наслаждающимся, а живое существо, будучи неотъемлемой частичкой Господа, не является, ни создателем, ни наслаждающимся, но является (Его) сотрудником. Он тот, кого создали и тот, кем наслаждаются. Например, часть машины сотрудничает со всей машиной; часть тела сотрудничает со всем телом. Руки, стопы, глаза, ноги и т.д. все они являются частью тела, но они на самом деле не наслаждающиеся. Наслаждающимся является желудок. Ноги двигаются, руки подают еду, зубы жуют, и все части тела вовлечены в удовлетворение желудка, потому что желудок это основная движущая сила, которая питает все тело. Поэтому все отдается желудку. Человек питает дерево, поливая корень, и человек питает тело, снабжая желудок едой, потому что для поддержания тела в здоровом состоянии, его части должны сотрудничать, ради снабжения желудка едой. Подобно этому, Верховный Господь является создателем и наслаждающимся, а мы, как подчиненные живые существа, предназначены для того, чтобы сотрудничать ради Его удовлетворения. Это сотрудничество на самом деле нам поможет, также как еда, помещенная в желудок, поможет всем частям тела. Если пальцы руки думают, что им самим следует принимать еду, вместо того, чтобы отдавать ее желудку, тогда они будут не удовлетворены. Основой творения и наслаждения является Верховный Господь, а живые существа являются (Его) сотрудниками. Они наслаждаются через сотрудничество. Эти отношения также подобны отношениям господина и слуги. Если господин полностью удовлетворен, тогда и слуга удовлетворен. Подобным же образом, Верховного Господа необходимо удовлетворять, хотя у живых существ есть склонность становиться творцом и наслаждаться материальным миром, потому что эти склонности есть и у Верховного Господа, который создал проявленное мироздание.
Поэтому из Бхагавад-гиты мы узнаем, что полное целое состоит из верховного управляющего, живых существ под Его руководством, проявленного мироздания, вечного времени, и кармы или деятельности, и все это объясняется в этом писании. Все это собранное вместе составляет полное целое, а полное целое называется Высшей Совершенной Истиной. Полное целое и полная Совершенная Истина являются Верховной Личностью Бога, Шри Кришной. Все проявления происходят из Его различных энергий. А сам Он является совершенным целым.