В дождливое октябрьское утро я пытаюсь дозвониться в Публичку. Пять попыток и каждый раз занято - попасть в национальную библиотеку России - не так то и просто. За день до этого, совершив забег по Эрмитажу, я нацелилась на красивое здание на Садовой улице. На огромной входной двери объявление - посещение строго по записи. Ограниченное время подталкивает зайти во внутрь, любопытство заставляет идти напролом. Первым тебя встречает мужчина в белых одеждах, с термометром в руках. Убедившись, что я не представляю угрозы - направляет меня к регистратуре. Девочки за окнами дают формуляр и на мой вопрос, пустят ли меня без записи, отвечают - попробуйте, должны пустить на первый раз. Заполнив формуляр на радостях, иду в соседнюю кабинку сделать фото. "Уровень сложности - хорватская виза" - смеюсь про себя. Сразу же выдают читательский билет в виде пластиковой карты и правила посещения. Далее - контрольный пункт пропуска, где я должна приложить свой билет к турникету, как в метро, но женщина контролер меня не пускает. Я без перчаток. Жалобные взгляды не помогают и я ухожу несолоно начитавшись.
Наконец на другом конце провода берут трубку и я получаю информацию, что надо записываться за несколько дней. "Но на первый раз пустят" - подтверждают вчерашнюю информацию. Промокшая насквозь, снова захожу в эти прекрасные двери и повторяю все вчерашние действия. Перчатки куплены заранее, в метро, поэтому спокойно прохожу в универсальный зал на второй этаж.
С первой же секунды, вступив на мягкий ковер читального зала - ты погружаешься в безмятежную тишину и магию книг... Семнадцать миллионов книг, старинный интерьер и вежливые дамы библиотекари - заслуживают внимания и вашего времени на посещение этого места. Я интересуюсь по наличию книг об искусстве фотографии, на что библиотекарь любезно переспрашивает, ищу ли я определенного автора или она может выбрать что-то на свой вкус. Я полностью доверяюсь хранительнице очага знаний и вот у меня в руках два интересных издания. "Эта книга тяжелей, чем моя жизнь!", - она смеется, передавая мне толстый переплет.
Если прислушаться в тишину универсального зала, то можно услышать как эпохи сменялись одна за другой: дореволюционные часы тикают не только по циферблату, а и по алфавиту, и даже дням недели; лампы трещат в императорских люстрах сменившись в 1891 году с газовых на электрические; книги шуршат типографиями большевиков и советской бумажной промышленностью.
В помещение не многолюдно, но посетители также представляют разные временные отрезки - от седых интеллигентов профессоров, до молоденьких студентов с зелеными прядками волос. Все погружены в свет знаний и ты даже не слышишь когда приходят новые читатели. За окном стемнело, идет дождь и виднеется фасад Александринского театра. Очень уютно. Есть в этом какая-то романтика и элемент терапии. Можно ходить на фитнесс, можно гулять в парке, а можно вот так прийти и окунуться в любимое чтиво, в аутентичном месте.
На первом этаже есть уборная, где я сушила свои вещи после дождя, а рядом - милый кафетерий, с довольно хорошим выбором закусок. Цены умеренные. К сожалению, мне не удалось попасть в красивейший круглый зал и побродить по лабиринтам из книжных полок. Но, если вы будете более удачливы, то уверенна - Вам обязательно понравится.
На выходе - проверка и сдача контрольного листа, выпускают только по читательскому билету, через турникет (чтоб вы вдруг не соблазнилась сбежать со всеми томами марксистского учения). Забрав верхнюю одежду в гардеробе и последний раз окинув взглядом массивные двери - ухожу на мокрые питерские улицы, искать лучшую шаверму в городе.