Предисловие
Итанцы Е. Оболенского
Батурино И. Шимкова
Туркинские минеральные воды
Мертвый Култук Н. Лорера
Река Иркут
Слюдянка
Тельма А. Одоевского
Когда Торсон и братья Бестужевы оказались на поселение в Селенгинске, оказалось, что город пребывает в глубочайшем анусе. Об этой истории достаточно подробно рассказывает сам Бестужев в статье "О причинах перенесения Селенгинска на новое место". Цитировать буду аккуратно, а то дзен забанит, но перескажу.
Селенгинск появился в середине XVII века - тогда именно здесь была граница, которая потом отодвинулась южнее, к Кяхте. Жили в основном за счет торговли и границы. В 1780 году город глобально погорел и возникла идея переселиться отсюда нафиг, место какое-то нехорошее. Не переселились.
"С тех пор г. Селенгинск начал испытывать различные несчастья".
Проблема города была в Селенге, у которой очень, очень нестабильные берега и которая меняет (не знаю, как сейчас, может сейчас ее уже укрепляют хотя бы местами) русло примерно каждые лет 10-15. После пожара, тогда же, в конце XVIII века Селенга отмыла целый квартал города и потихоньку, медленно но уверенно, начала размывать правый берег, на котором стоял город.
Последнее всерьез большое наводнение соединившееся с селями уничтожило 54 дома, и случилось за 9 лет до прибытия сюда Бестужевых, то есть в 1830 г.
Проливные же дожди того же года, обнажив песчаную почву окрестностей, открыли город сильному наносу сыпучих песков при всяком ветрев такой степени, что необходимо было беспрестанно отрывать заносимые дома, а в некоторых, где такая работа была неуспешна, наставлять заборы на заборы.
А торговля и движуха переместились к югу в Кяхту и город остался тихо помирать.
И вот приезжают сюда такие прекрасные Бестужевы, со своими руками, головами и прожектами - а тут половина города разрушается и засыпается песком, половина как-то пытается отстроиться заново на другом берегу, заодно под эти дело перераспределяют земли.
Поначалу они живут на левом берегу, на новом месте, в доме купца Наквасина. Строятся - на правом, старом, там первый стоит дом Торсон и Бестужевы переезжают поближе к нему, сначала живут во флигеле у него, потом строятся сами. "Бестужевы и Торсоны живут весело", пишет в какой-то момент Оболенский Пущину.
В общем и целом - весело: к ним приезжают женщины, сестра и мать Торсона, сестры Бестужевы. Мужчины вовсю убиваются со своими попытками развести тут овец - то овцы подохнут, то Селенга смоет покосы, то еще что-то. Землю им выделяют за 15 с половиной верст от города (потому что вот ровно идет переселение, и окрестные земли как-то уже перераспределили и разобрали). А подъезжать от города преступникам на такое расстояние нельзя. Николай начинает запрашивать личного разрешения государя: "доложить государю императору для получения милостивого разрешения ехать на пашню, чтобы выгнать скот". В Иркутске на это письмо посмотрели, отправлять дальше не стали и плюнули - пусть уж ездят.
В общем, дальше началась жизнь. Среди вот таких пейзажей.
Продолжение следует
Некрополь Знаменского монастыря в Иркутске (Трубецкая с детьми)
Преображенская церковь в Иркутске
Музей Волконских. Двор
Музей Волконских в Иркутске. Экспозиция
Музей Трубецких в Иркутске
Трапезниковы в Иркутске
Деревянная архитектура Иркутска-1
Деревянная архитектура Иркутска-2. 130-й квартал
Деревянная архитектура Иркутска. Дом Европы
Деревянная архитектура Иркутска. Деревянные детали, хронология.
Иркутск. Крестовоздвиженская церковь
Омулевая сопка (тоже вид на Селенгу недалеко от Тарбагатая)
Виды на Селенгу