Турция всегда была занозой в теле России
Екатерина II всеми способами добивалась разложения оттоманской империи, которая в свою очередь исторически пыталась ослабить Россию и не пустить ее в Черное море. Екатерина подняла против турецкого иго народы христианской веры, она приучила их смотреть на Россию, как на спасительницу и защитницу.
Постоянные победы России в царствование Екатерины Великой над турецкими войсками привели оттоманскую империю в состояние такого упадка, из которого она уже не могла восстановиться. Екатерина основала преобладание России на Черном море путем покорения Крыма. Преемники Екатерины не сумели или не захотели завершить начатое ею дело. Их политика в отношении Турции коренным образом изменилась после ее смерти.
После Екатерины Великой, Россия и Турция не раз предпринимали шаги на сближение и заключали союзы. Так было в 1798 и 1807 годах, когда были подписаны договоры об оборонительном и наступательном союзе. Павел I сделался союзником, другом и защитником султана. Александр I в сентябре 1801 года заявлял, что одним из основных начал его политической системы будут меры к сохранению оттоманской империи. Слабая и беспорядочная Турция будет служить залогом безопасности для России, считал Александр Павлович.
Но все союзы ― по виду дружественные и тесные ― были не искренними. Турки ненавидели и презирали русских, а наша дружба к ним была искусственной и притворной.
Эти чувства не исчезли и при заключении союза с Турцией в 1833 году, направленного против поползновений восставшего против султана египетского паши Мегемет-Али. Выражения дружеских чувств тогда обоих государей были притворны и в действительности расходились с исторической политикой обоих государств.
Николай I тогда руководствовался единственной мыслью: сохранить слабую оттоманскую империю в том виде, в каком она существовала в Европе; не дать ей распасться, чтобы взамен слабого султана не воцарился какой-либо решительный государь; и чтобы в случае распада ― Константинополь и проливы не были бы захвачены враждебной России державой.
Александр I и Николай I не понимали в своей внешней политике главного, что слабое государство всегда служит поводом к столкновению и борьбе между сильными. Ни одна могущественная держава не позволит другой усиливать свое влияние над слабым и делать его своим внешнеполитическим орудием. Западным державам была не интересна Турция в виде залога для безопасности России. Они, наоборот, стремились установить на востоке порядок вещей враждебный для России. Они не хотели оберегать наше спокойствие. Их стремление было ― опутать наше могущество.
Турки после Екатерины были исключительно слабы, но именно они и были причиной всех международных беспокойств. Война за сохранение оттоманской империи остановилась более опасной, чем война с самой Турцией.
В 1805 году англичане и французы науськивали Турцию против России. В 1833 году султан Махмуд, опасаясь египетского паши шел на союз с нами, но он испытывал сильнейшее сопротивление со стороны французского посла. Султан колебался, пытаясь угодить всем подряд. Россия тогда сумела принудить Махмуда к заключению союзного договора, по которому русские обязались защищать Турцию. Однако это не делало Турцию выгодным соседом для России. Султан Махмуд только из страха перед египетским Мегемет-Али решился в 1833 году призвать русских в Босфор. Однако Россия вовсе не была намерена помогать воинственным замыслам султана против египетского паши.
Так или иначе, в основание русской восточной политики легла глубоко ошибочная забота о сохранении оттоманской империи. Эта политика велась в ущерб русским национальным и религиозным интересам.