Найти тему
Remont1969

Русский вклад в развитие танка. "Вездеходъ" Пороховщикова. 1915. Танк это или не танк?

А. А. Пороховщиков и его «Вездеход». Рядом — наблюдающий за работами начальник Рижского отдела по квартирному довольствию войск инженер-полковник Поклевский-Козелло.
А. А. Пороховщиков и его «Вездеход». Рядом — наблюдающий за работами начальник Рижского отдела по квартирному довольствию войск инженер-полковник Поклевский-Козелло.
18 мая 1915 года на улицы Риги выехал первый гусеничный аппарат российской разработки - "Вездеходъ" молодого конструктора Александра Пороховщикова. С некоторым перерывом последние 60 лет ушли на то, чтобы выяснить, был ли Пороховщиков автором первого в мире танка, или это был не танк, или... Сколько "экспертов", столько и мнений. Будем еще одним таким "экспертом", благо истории этой машины отлично известна. И вот как всё это выглядит с высоты 2020 года.

"Вездеходъ"

Страна: Россия

Год выпуска: 1915

Производитель: Мастерская Пороховщикова.

Кол-во выпущенных: 1

Масса: 3,5 тн

Размеры: 3600х2000х1500

Экипаж: 2

Двигатель: Volt, 10 л.с.?/Ford-T 2893 см³, 20 л.с.

Бронирование: не устанавливалось

Вооружение: 1х7,62 пулемет Максима (не устанавливалось)

В 1914 году не было не только слова танк, не было даже идеи боевой машины, которая, сопровождая пехоту на поле боя, обеспечивала бы прорыв укрепленных линий противника. Да даже не предполагалось, что "укрепленные линии" вообще будут существовать. Идея гусеничной боевой машины "Motorgeschutz" австрийского обер-лейтенанта железнодорожного полка Гюнтера Бурштыня (Gunther Burstyn), высказанная в 1911 году, повисла в воздухе, военные власти Австро-венгерской империи просто не видели места такой машине в системе вооружения. Воевать в будущей войне все собирались быстро и маневренно. Вот и молодой мастер ремонтной мастерской Русско-Балтийского завода Александр Пороховщиков, наблюдая за учениями пехоты, которая цепями тренировалась атаковать оборону противника, увидел возможность заменить каждого бойца небольшой бронированной машиной на гусеницах, которая будет идти в атаку. Через 10-лет "патентованный" отец бронированной конницы англичанин Дж. Мартель (Sir Gifford Le. Q. Martel) создаст уже первую танкетку послевоенного времени. Военные будут почти 10 лет "играться" в минитанки, пока их не вытеснят в нишу легких бронированных транспортеров. Танкетка - это то же танк, только маленький.

Смысл рассказа о машине Александра Пороховщикова сильно зависит от того, что реально молодой изобретатель предлагал военному ведомству. Ведь параллельно с "Вездеходом" Александр Пороховщиков предлагал военным и специальную броню из кровельного железа. Демонстрация "новой брони" прошла 14 июня 1915 года, а "Вездеходъ" испытывался 18 мая этого же года. Если Пороховщиков сразу предлагал только вездеходную машину, вряд ли бы можно предположить, что военные бы выделили ассигнования на просто "вездеход". Незачем было строить машину, для простой замены гораздо более проходимого транспорта - ног человека. Конечно зря Пороховщиков утверждал, что боевая машина будет плавающей, но возможно совмещение двух его идей, давало возможность так предполагать.
Схема боевой машины, опубликованная в 1950 году. Двигатель в реальной машине стоял скорее всего спереди.
Схема боевой машины, опубликованная в 1950 году. Двигатель в реальной машине стоял скорее всего спереди.

Самым оригинальным в проекте Пороховщикова был движитель. По проекту быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью, который предложил Александр Пороховщиков, машина имела одну гусеницу, расположенную под корпусом и два управляемых рулевых колеса справа и слева. Ведущий барабан был задний, натяжение гусеницы обеспечивалось внешним натяжным барабаном, расположенным над гусеницей. Компоновка боевой машины скорее всего отличалась от "канонической", которая первый раз была опубликована только в 1950 году. Большой воздухозаборник спереди корпуса показывает, что и двигатель скорее всего стоит именно в передней части бронемашины. Очень вероятной выглядит версия, что демонстрационный образец вездехода Пороховщиков строил на таком же шасси, что и свой бронеавтомобиль "демонстратор-технологии" новой брони, то есть с использованием шасси и двигателя Форд-Т. Судя по фотографиям, по размеру неплохо подходит тот вариант, что установка деревянного корпуса осуществлялась на раму с двигателем от этой американской легковушки. Установка одной большой круглой башни, как на "канонических" рисунках, привела бы к невозможности управления машиной. Если предположить, что вообще машина должна была нести оружие, то наиболее вероятно, что проект "Вездехода" был примерно таким, как на фотографии модели ниже - с расположением экипажа рядом друг с другом и маленькой пулеметной башне. Для испытаний был построен деревянный корпус, установленный на шасси и движитель с гусеницей. На построенной машине сразу планировалось проверка только движителя.

-3

Первые испытания получившейся машины начались 18 мая 1915 года, на три месяца раньше, чем на поле полигона вышел первый английский "демонстратор" танка Линкольн №1. Но Линкольн или Маленький Вилли был уже следующих шагом в развитии танка - предсерийный образец для полных испытаний. К тому моменту у англичан были уже проверены все основные части этой боевой машины - движитель, двигатель и броня. Можно предположить, что Пороховщиков собирался "обить" свой "Вездеходъ" новой легкой броней собственной конструкции, даже не убирая деревянный корпус, который должен был обеспечивать плавучесть. Как и на испытаниях большинства других проектов, на "образце-демонстраторе" не было достигнуто даже близко ничего из обещанного, кроме достаточно уверенного движения прямо по слабому бездорожью. Рулевые колеса ломались, а когда не ломались, то не обеспечивали поворота, гусеница непрерывно соскакивала, не помогли даже её доработки. Параллельно проходившая проверка предложенной Пороховщиковым специальной брони из кровельного железа, которую проводили на машине на шасси Форд-Т, так же закончилась с отрицательным результатом. Испытания гусеничного-демонстратора технологий велись до декабря 1915 года, а в феврале 1916 года проект был окончательно закрыт, как не показавший заявленных возможностей.

-4

Пороховщиков при переписке с ГВТУ, когда военные потребовали вернуть все деньги потраченные на машину, резонно указывал, что идея себя оправдала, и, при строительстве машины большего размера и с более мощным двигателем, результат скорее будут положительным. Но к концу 1915 года военное ведомство уже не было готово платить за "идеи" и поддерживать всё, хоть немного теоретически интересные проекты. Тем более за деньги, потраченные на Вездеходъ, можно было купить минимум бронированный Остин.

Фотография-фотореконструкция, каким мог бы быть реальный танк, построенный по типу испытывавшегося "Вездехода".
Фотография-фотореконструкция, каким мог бы быть реальный танк, построенный по типу испытывавшегося "Вездехода".

Построенный Александром Пороховщиковым прототип боевой машины вполне мог в итоге привести к первому серийному русскому танку, если бы не... История не любит сослагательных наклонений, а этих "если бы не" сложилось сразу очень много: проект был составлен на коленке и к нему не были привлечены более-менее серьезные заводы и конструктора, автор проекта сформировал завышенные ожидания у военных, обещания, им розданные, были нереализуемы, проект машины был не проработан с точки зрения бронирования и вооружения. К тому же изменилась тактическая обстановка на фронте и боевые атакующие машины были совершенно неинтересны, РБВЗ эвакуировали в Москву и Таганрог, а мастерская Пороховщикова переехала в Петербург, так же провалились все сверхинициативные проекты российской армии, такие как например Боевая Машина Лебеденко и Броня Пороховщикова, а часть закупленных броневых машин оказалось полностью непригодны для боевой работы, да и просто у государства начали стремительно заканчиваться деньги. Помимо этого и сам Пороховщиков остыл к идее.

Сильно ретушированная и скорее всего "закорелдровленная" фотография Пороховщикова и его детища.
Сильно ретушированная и скорее всего "закорелдровленная" фотография Пороховщикова и его детища.

По итогам боевых действий в 1916 году русские военные решили, что необходимо усилить свои бронетанковые силы в дополнение к существующим бронемашинам, непосредственно танками. Русские наблюдатели присутствовали на испытаниях и французских, и английских лоханей и танков. На волне просочившейся информации о переговорах с французами Александр Пороховщиков предложил свой новый проект. 17 января 1917 года в ГВТУ был предоставлен макет и проектная документация на боевую машину с колесно-гусеничным ходом. В отличие от первой машины Вездеходъ-2 должен был уже иметь 4 колеса, на которых осуществлялось движение по дорогам, как у автомобиля. На рыхлом грунте колеса погружались в почву и начиналось движение на гусеничном ходу. Вооружение Пороховщиков разместил в «броневой рубке» из трех независимо вращающихся поясов с пулеметами «Максим». Этот проект, в отличие от первого Вездехода, имел сразу понятные недостатки, которые были уже принципиально неустранимы, что справедливо отметили в Управлении, рассмотрев его только 20 сентября 1917 года и полностью отклонив.

Проект 1917 года "Вездеход №2".
Проект 1917 года "Вездеход №2".

Раскрутка проекта "Россия - родина первого танка", началась в 1947 году, когда автор проекта еще даже не был реабилитирован. С того времени "фантазийные проекты" этой боевой машины множились, сложился устойчивый "канонический" образ боевой машины, который впрочем не соответствует редким фотографиям реального образца. В 90-х годах доминировать стала альтернативная точка зрения, что и Вездеходъ это не танк, а так тележка, и боевую машину Пороховщикова вообще следует вычеркнуть из истории бронетехники. Но истина как обычно где-то рядом. Можно ли Александра Пороховщикова поставить в один ряд с "отцами" танкостроения, такими как германец Фоулер, британец Триттон и австриец Бурштин, или нет зависит только от того - предполагал ли проект Пороховщикова бронирование изначально? В любом случае проект не был доведен даже до этапа войсковых испытаний, хотя этап проверки заложенных идей он прошел. Стоит предположить, что все таки Да - предполагалось изначально получить в итоге реализации проекта бронированную боевую машину. А Пороховщиковым была предложена идея именно танка, только малого, что не делает сам проект "малым". Был ли построен хотя бы прототип "танкетки", ведь "Вездеходъ" сделали? Точно нет - был построен только гусеничный транспортёр с деревянным кузовом. Но при определенном стечении обстоятельств к середине 1916 года полноценная боевая машина могла быть построена на базе идей Пороховщикова, но она была бы уже точно не первой, ведь еще 9 сентября 1915 года первый полноценный экспериментальным образец танка выехал на полигон в Британии, а русский колесный танк испытывался под Дмитровом.

Если разделить идеологию создания любой боевой машины на несколько этапов, то боевая машина Пороховщикова прошла второй этап: была построена экспериментальная машина для проверки идей заложенных в проект машины. если предположить, что изначально машина планировалась бронированной, то Александр Пороховщиков спроектировал и построил демонстратор технологий бронетанковой машины, которую в 30-х годах назвали бы "танкетка", с оригинальным колесно-гусеничным ходом. Танкетки всегда относились к бронетанковой технике в широком смысле слова, и даже в узком смысле это всегда были танки - хоть и малые.
Схемы боевой машины Пороховщикова по варианту Ромадина С. В., Зыкова С. В. Кажется что она могла быть именно такой.
Схемы боевой машины Пороховщикова по варианту Ромадина С. В., Зыкова С. В. Кажется что она могла быть именно такой.

Источники:

Александр Александрович Пороховщиков и его «Вездеход», или Рига — «колыбель» русского танкостроения. Ромадин С. В., Зыков С. В. (BALTFORT. — 2010. — № 2 (11)) http://armor.kiev.ua/Tanks/WWI/rusRover/3/