Найти тему
Иван Загребин

Энергия науки, или Наука и энергия. Ч. 2-я

Оглавление

Топливные элементы, могущие повысить КПД двигателя до 90%, способ долго хранить электроэнергию – вот лишь некоторые из разработок, над которыми трудятся учёные энергетического факультета Политехнического института ЮУрГУ. Рассказывает заведующий кафедрой теоретических основ электротехники, доктор технических наук, доцент Сергей Анатольевич Ганджа.

Заведующий кафедрой теоретических основ электротехники, доктор технических наук, доцент Сергей Анатольевич Ганджа.
Заведующий кафедрой теоретических основ электротехники, доктор технических наук, доцент Сергей Анатольевич Ганджа.

Это продолжение статьи.

Начало см. ТУТ

– Так как запасти электроэнергию впрок, как мы это делаем с углеводородным топливом? – продолжает заведующий кафедрой теоретических основ электротехники ЮУрГУ, доктор технических наук, доцент Сергей Анатольевич Ганджа. – Электрическая энергия имеет особенную природу. Произведённая в единицу времени, например, на Дальнем Востоке, она мгновенно должна быть использована на Урале. Один из вариантов накопления – перевести её в другой вид энергии, например – в энергию химического соединения молекул и атомов. К примеру, если с помощью электричества расщепить воду на кислород и водород и добавить углекислый газ, получится метиловый спирт, или метанол, СН₃OH. Его затем можно хранить в любых объёмах, передавать по трубопроводам – и закачивать в аккумуляторные батареи. А с их помощью снова получать воду, углекислый газ – и электроэнергию.

Наши исследования включают несколько этапов. Чтобы расщепить воду с помощью электричества, а потом сделать топливный элемент, нужны теоретические расчёты и специальная установка. Над этой темой мы работаем совместно с иранскими учёными-электрохимиками. Специалисты нашей кафедры нашли способ проводить весь процесс в одном устройстве, а иранские коллеги разработали теорию и создали компьютерную модель производства топливных элементов. Нами подана заявка в Российский фонд фундаментальных исследований и Иранский научный фонд на проведение работ совместно с иностранными учёными. Сейчас ожидаем результатов рассмотрения этой заявки. В данный момент изготавливаем стенд для проверки расчётов: как получить электрическую энергию из пробирки? Следующий шаг – создание устройства, способного обеспечить электроэнергией частный дом. Наконец, третьим этапом должен стать выход на промышленное производство установок, реализующих эту технологию. Думается, она весьма перспективна: можно широко использовать углекислый газ, который образуется в ходе производственных процессов. Ведь, например, согласно областной программе «Экология», промышленные предприятия Южного Урала должны сократить выбросы углекислого газа в атмосферу в несколько раз. Вот тут-то наш проект и пригодится: вместо того, чтобы загрязнять воздух, этот газ поможет вырабатывать электричество. К счастью, некоторые заводы уже сейчас понимают необходимость сокращения выбросов и готовы с нами сотрудничать.

Важно, что, применяя топливные элементы, можно будет повысить КПД двигателей до 60–90%. Это очень много. Для сравнения – КПД двигателей внутреннего сгорания не превышает 30%. У паровых ещё ниже. Идея использования топливных элементов более перспективна, чем идея создания каких-либо новых аккумуляторов, способных долго держать заряд. Конечно, химики и физики делают успехи в разработке новых материалов. Однако есть принципиальный момент: даже в самой лучшей батарее «поместится» лишь определённое количество электроэнергии, которое ограничено объёмом электродов. Чтобы хранить много электроэнергии, и батареи понадобятся гигантские. Представьте себе аккумулятор размером с главный корпус ЮУрГУ! Такой не то что на автомобиль, а даже на океанский лайнер не поставишь. И построить его будет очень сложно. А вот хранилища топливных элементов практически любого объёма строятся достаточно просто. Аккумуляторы довольно дороги и тяжелы. К примеру, значительная часть веса смартфона приходится именно на аккумуляторную батарею. Кроме того, аккумуляторы требуют зарядки, а она занимает немало времени. Можно, конечно, построить сеть станций для электромобилей: подъехал, снял разрядившиеся батареи, поставил заряженные – и отправился дальше. Только это дорого и неудобно. А водород хранить дорого и опасно: он имеет свойство улетучиваться и образовывать взрывоопасный гремучий газ. Топливные элементы гораздо проще заливать, хранить и перевозить.

Что же мешает широкому распространению и внедрению топливных элементов?

Об этом в окончании материала.