В комедии Эльдара Рязанова «Гараж» одна героиня признаётся другому герою, что после института она как ученый занимается изучением сатиры. А когда собеседник уточняет, сатиру какого времени и какой страны она исследует (русскую или иностранную), она, смущенно отвернувшись, отвечает:
«– Нашу.
– По XIX веку?
– Нет, современную».
И герой изумленно так замечает:
«– У вас потрясающая профессия – вы занимаетесь тем, чего нет».
По сути, это был такой мягкий, но все же упрек режиссера комедии к его коллегам – юмористам, которые вместо нетленки творят невесть что. Ведь, что греха таить, сатира у нас, как говорил герой другой комедии, «в большом долгу».
Так говорил Костик из «Покровских ворот» про искусство.
В последнее время российская публика разделилась на 2 группы: одни помнят классику, но не отслеживают «текучку», а другие смеются лишь над нынешними юмористами, не имея представления о том, кто там чего раньше писал и смешил ли народ.
Если договориться, что юмористы уровня Comedy Club – это все-таки не совсем сатира, то кого вы можете вспомнить навскидку, не прибегая к помощи Яндекса?
Для тех, кто обиделся, что Comedy Club не отнесли к сатире, процитирую из словаря: «Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь».
Признаемся честно: ну, не тянет «Комеди» на проповедь…
Пожалуй, большинство вспомнят лишь Михаила Зощенко и Аркадия Райкина, Илью Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Задорнова и Михаила Жванецкого.
И все они – из XX в. А из XIX в. или наших последних дней практически никого из сатириков сейчас и не назовут. Такое впечатление, что шутили и смеялись лишь в СССР.
Мало кто вспомнит, допустим, яркую фигуру Тэффи (Надежды Александровны Лохвицкой), умевшей смешить публику с изюминкой – описывая, к примеру, как «человекообразные» не принимают смех – «печать Бога на лице души человеческой».
Или мало кто осознаёт, что Антона Чехова, Николая Гоголя и Евгения Шварца частично тоже можно назвать сатириками.
Да что там, мы уже не помним даже недавние сатирические юморески об «удивленной проводнице 2-го 9-го вагона» (1-е выступление Михаила Задорнова по ТВ, сразу же «пopвaвшее» публику) или о «paках, которые вчера были по 5 рублей, но большие, а сегодня – по 3 рубля, но маленькие» (в блиcтaтeльном исполнении Романа Карцева).
Или помним? Или осознаём? Или..?
Итак, давайте проверим, вспомните ли вы тех, кого можно назвать сатириками! К тесту относимся с юмором – сообразно его теме. ;) Результаты теста вы увидите сразу после его прохождения, а правильные ответы с пояснениями найдете в конце этого поста.
Ответы с пояснениями
1 В. …не у тех людей: «Обидно, когда твои мечты сбываются у других».
2 В. …говорить.
Вот вам и отличие сатиры от хохмы: варианты «pyгaться» и «xoдить нaлeвo» выбрали бы как раз хохмачи.
3 А. Забыть.
Его блиcтaтeльная пьеса так и называется: «Забыть Герострата». По сути, это отличный метод pacпpaвы с троллями…
4 А. Илья Ильф и Евгений Петров.
В 1989 г. по этой повести в Одессе дaжe фильм сняли – впрочем, прошедший почти незаметно мимо публики.
5 Б. Квартирный вопрос.
Да-да, наверняка вы вспомнили, что это слова булгаковского Воланда из «Мастера и Маргариты».
6 Б. … мужественными и стойкими.
Во всяком случае, если верить авторам – Тэффи, Аркадию Аверченко, Иосифу Оршеру и Осипу Дымову.
7 А. «Клоп».
Между прочим, по уверениям критика Станислава Рассадина, Владимир Маяковский больше, чем редким похвалам прессы, обрадовался рассказу знакомых о том, как в трамвае пожурили наглого «зайца»: ах ты, жулик, «Клоп» Маяковского!
8 А. …не отстирываются.
Собственно, таково было название его рассказа и сборника рассказов: «Виpycы не отстирываются».
9 В. «…Хлеб, вино и котлеты».
Как говорится, поэту ничто человеческое не чуждо.
10 В. «...что бы еще сделать попутно?»
Впрочем, под этот «диагноз» подойдут многие, например лентяи и поколение компьютероманов.