Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня я бы хотел познакомить вас (или, лучше сказать, начать знакомить) с, наверное, самой бескомпромиссной работой самого бескомпромиссного проповедника православной веры начала XXIвека – с «Инструкцией для ловца человеков» о. Даниила Сысоева.
Эта небольшая брошюра – интереснейший труд, который мало кого оставит равнодушным. Для многих – по-видимому, даже многих православных людей – то, что в ней написано, может показаться неприемлемым. А кто-то скажет, что это и есть то самое обычное христианство, которое существует уже 2000 лет. В любом случае, несмотря на спорность книги, будем приводить отрывки из нее и комментировать. И особо отметим, что даже критики о. Даниила, такие, например, как о. Андрей Кураев, признавали его мученическую кончину (пусть и не признавая его богословия). Но, смотря на историю христианской церкви, хочется сказать, что еще неясно, какой инструмент проповеди был более сильным – слово или мученическая кровь.
Итак.
«Инструкция для ловца человеков» - это, собственно, инструкция для миссионеров. О. Даниил сам был миссионер и готовил миссионеров. Эта «инструкция» - выжимка из его подготовительных бесед.
Книга начинается с довольно безапелляционного заявления: «На Земле живут только два типа разумных существ: homo sapiens и homo christianus. Отличаются они как мертвый от живого».
Обратим внимание, что в данном случае христианство противопоставляется не другим религиям (тут для о. Даниила вообще нет проблемы – дальше мы увидим почему), а «разуму». Иными словами, христианство воспринимается как видовой (это, конечно, не определение о. Даниила, а наше собственное сравнение) признак человека. И раз этот признак поднят на такую высоту, то и дальнейшее (отношение к христианству) должно соответствовать.
Вот как о. Даниил говорит о миссионерах: «Миссионеры – прямые посланники Христа. Мы возвещаем неповрежденную весть откровения людям, которые не знают истины и не знают спасения». Логика фразы понятна. Наибольшую уязвимость здесь представляет собой словосочетание «неповрежденная весть откровения». О. Даниил понимал под этим совершенно определенные вещи: «Миссионер вообще не имеет права иметь свое мнение. Православная Церковь ни на одну проблему своей точки зрения не имеет – она всегда обходится точкой зрения Господа Бога и ей этого хватает».
Это – очень спорный момент. То есть понятно, что под «точкой зрения Бога» о. Даниил имел в виду прежде всего Священное Писание. Однако в нем не затрагиваются очень многие вопросы, с которыми человек сталкивается в современности, в обыденной жизни. Безусловно, миссионер – не приходской священник. Ему важно только донести Истину в довольно ограниченных пределах – в пределах православной догматики (по поводу которой никаких особенных расхождений нет). Однако людей, к которым обращается миссионер, скорее будут интересовать другие вопросы, более частные, относящиеся к их личной жизни, чем к Истине. И вот тут встает еще одна, с моей точки зрения, одна из самых главных проблем, связанных с миссией. Можно навязать человеку свое (ну, пусть церковное) представление об Истине. Но человеку невозможно навязать любовь к Истине, желание поиска Истины. Большинство людей приходит в церковь (или в другие религиозные институты) не ради Истины, а ради собственного успокоения. И вот тут никакое миссионерство не поможет. Тут нужно что-то другое. Что у о. Даниила, кстати, по всей видимости, было. А вот у его учеников… кто знает.