На постсоветском пространстве и отчасти в Восточной Европе парфюмерная обстановка девяностых получилась крайне оригинальной, совсем не похожей на ситуацию в других странах. Там, где-нибудь в Америке или Германии на протяжении всего 20 века совсем по-другому были выстроены отношения с парфюмом, я бы сказала, более стабильно и гладко, без взлетов и падений. Люди победнее покупали Коти, люди побогаче — французские духи, подростки — подростковые водички, зрелые дамы — духи прошлых лет, и все шло по накатанной, в 90-е ничего особенно не поменялось.
В России же конец 80-х — начало 90-х стало временем внезапного, как снег на голову, изобилия. Одновременно денег у людей стало меньше, одновременно испарился государственный и всякий контроль за торговлей, одновременно появились глянцевые издания, и все заверте…
Какие же духи определили для нас это безумное десятилетие?
Конечно, в первую очередь это классические и культовые французские и американские духи предыдущих десятилетий, прежде всего 70-х и 80-х. В советское время это был страшный дефицит, голубая мечта и символ определенного статуса, который нельзя было просто пойти и купить, даже если у тебя были деньги. Особенно в провинции. И вот ловкие бизнесмены бросились удовлетворять этот спрос, открывая магазины и отделы с парфюмерией, где надменные консультанты обслуживали жен новых русских и тех, кому удалось наконец-то скопить на вожделенный Мажи Нуар. В те годы у мамы впервые появились голубой Курреж, Бьютифул Эсте Лаудер и прочие опиумы, свекровь примерно в то же время увидела в свободной продаже Анаис-Анаис, который до этого искала годами.
Подделки прославленных ароматов, которые покупало наивное и неискушенное постсоветское население, думая, что ухватило по сходной цене не продукт ушлых польских или турецких умельцев, а настоящую Шанель. Я помню, как-то наткнулась на кипу журналов и газет самого начала 90-х, и уже там встречались статьи о подделках духов и о том, как их отличить от настоящих. Тогда продавалось всякое, и негде было узнать, как должны выглядеть коробочки и флаконы, чем должны пахнуть знаменитые ароматы, а это было на руку мошенникам.
Легальные, но доступные по цене водички парфюмерных брендов второго эшелона. Arno Sorel, Yves Rocher, Jeanne Artes, Эйвон, Ревлон и другие, а также множества подобных, ныне забытых и утраченных. Сюда же можно отнести и наших звезд, которые первыми начинали выпускать парфюмерию, были неплохие ароматы Анжелики Варум, Аллы Пугачевой, а уж Марусю Славы Зайцева любят и помнят по сей день.
В этой категории было наилучшее соотношение цены и качества и сейчас многие с ностальгией вспоминают и разыскивают те духи. Я помню, что у мамы был недорогой флакончик Isabel T с зеленой крышечкой, очень мягкий, стойкий и собравший миллион комплиментов аромат. У старшеклассниц в большой чести была водичка Intim, у девушек постарше разнообразные "Чарли", а сколько уже и не вспомнить?
Затем советские, польские, восточноевропейские духи прежних лет, которые раньше были либо дороговаты для простых женщин, либо тоже в дефиците, особенно вдали от столиц. Внезапно стало можно свободно и недорого купить любой Дзинтарс, Тет-а-тет, Сардоникс и что угодно. Несколько человек, включая маму, рассказывали, что где-то в начале девяностых все эти духи стали появляться по приятным ценам в коммерческих магазинах разных мелких городков, правда, длилось это недолго. Может быть, какие-то косметические фабрики избавлялись от старых запасов или новые владельцы после приватизации распродавали излишки, неизвестно. То есть, когда они стали не очень-то и нужны, они внезапно стали доступны.
Имитации и аналоги популярных духов, как подпольные, так и вполне законные. (Они существуют и сегодня). Всякие вариации на тему Чарли от Ревлон, копии Испахана, Кобра, Camellia и многие другие, часто в схожем с оригиналом оформлении, но не точные копии. У меня самой в школе была какая-то левая имитация L'eau par Kenzo (наверное, с тех пор я с опаской отношусь к свежакам). А вот сами популярные и известные заграничные духи девяностых были наименее доступны, и редко кто мог себе позволить их, оставалось смотреть на рекламу в журналах и вздыхать...
Сомнительная продукция неизвестных производителей с лотков и переходов, по большей части ужасная. Эти туалетные водицы либо исчезали через 15 минут после нанесения, либо намертво въедались в кожу и одежду, испуская какие-то бензиново-скипидарные пары. Они часто бывали в кричаще-ярких флакончиках вычурной формы, и носили броские названия на иностранных языках, какие-нибудь Diablo woman или Ferrari Girl (мне что-то такое вспоминается). Надо сказать, что несмотря на стереотипное представление о вкусах девяностых, они не были так уж популярны, и народ покупал либо потому что все остальное было недоступно, либо по незнанию один-два раза. С них облезала краска, ломались пульверизаторы, крышечки болтались, в жидкости плавали какие-то радужные пленки — то есть, даже их вид не слишком привлекал. Но даже среди этих уродцев иногда попадались интересные по тем временам ароматы, а про состав и аллергию мы тогда и не думали.
Парфюмированные дезодоранты. Это была бюджетная замена настоящим духам, особенно для девочек-подростков, но и взрослые ими не брезговали. Да и дезодоранты тогда были другие, не столько против пота, сколько в роли облегченного парфюма, названия боди-спрей тогда не знали. Были дезодоранты с запахом известных духов, Envol или Courrege, их в таком виде, я думаю, многие и сейчас бы не отказались иметь (если это были не подделки). А дезодоранты Импульс? Девчонки от них были просто в восторге, таскали с собой в школу, обменивались и хвастались. Их популярность была такова, что другие производители быстро стали делать что-то подобное, так что в любам магазине обязательно находился отдел с целыми батареями разномастных дезодорантов на любой вкус и за любые деньги. Позднее появились еще и Ох! (Och!), и Fa, и другие, в общем, дезодорантов было пруд пруди, и их предпочитали явно поддельным туалетным водичкам.
Надеюсь, ничего не упустила?
В такой вот странной обстановке, в неразберихе девяностых у многих девочек, девушек и молодых женщин оформились первые парфюмерные предпочтения, у женщин постарше появилась возможность хотя бы посмотреть на прежде легендарные духи, и всем хотелось вкусно пахнуть не разорившись. Может быть поэтому и ностальгия по старым ароматам у наших женщин немного другая, более суровая и мощная. И может быть поэтому наши дамы к парфюмерии относятся куда более трепетно, и парфманьяков у нас больше, и споры о любимых духах яростнее…
Еще про духи тех лет:
Духи в зажигалках: ностальжи, 90-е, Bic
Первый и лучший аромат Эскады - Margaretha Ley