Найти тему
"Млечный Путь"

С-99. Единственная советская парогазотурбинная ПЛ

После раздела флотов Германии, Италии и Японии, союзники также поделили «трофейные проекты» кораблей и ПЛ. СССР получил материалы КБ «Глюкауф» по субмарине с парогазотурбинной установкой. В 1946г в ЦКБ-18 начались работы на основе немецкого проекта ПЛ серии XXVI. Но скорость 19 узлов и запас плавучести 10 %, как у немцев, были недостаточны, поэтому в 1947г началось восстановление парогазотурбинной установки (ПГТУ) системы Гельмута Вальтера.

В ЦКБ-18 было создано СКБ-143 под руководством А.А. Антипина. Работы проводились на заводе № 196 «Судомех». Так была создана «С-99» - единственная советская лодка с ПГТУ, работавшей под водой. К 20 марта 1956 лодка года прошла испытания и вошла в состав Кронштадтской ДиПЛ.

Балтика, 29 мая 1959 года: на ПЛ С-99 производились испытания по запуску ПГТУ. На глубине 40 и 60 м запуски прошли нормально. При запуске на глубине 80 м в 5 отсеке произошел взрыв. ПЛ начала погружаться с дифферентом на корму. Командир ПЛ кап.3 р В.П. Рябов немедленно дал команду на аварийное продувание. Фактор времени сыграл решающую роль. Впоследствии расчеты показали, задержись командир с командой на 180 сек, ПЛ легла бы на грунт. С-99 сумели удержать на глубине 115 м при дифференте на корму 20 гр. С-99 начала всплытие. После всплытия дифферент составлял 6 град. на корму и увеличивался. Были затоплены 5 и 6. Но командир принял решение идти в базу самостоятельно. Запустили ДГ и шли под ЭД, удерживая существующий дифферент. В течение 12 часового перехода в кормовом отсеке несли вахту моторист, электрик и рулевой. И только в базе, когда корма была приподнята краном и отдраили выходной люк, моряки смогли выйти.

Рябов Вилен Петрович. Фото из сети
Рябов Вилен Петрович. Фото из сети

Анализ аварии подтвердил грамотность действий командира и экипажа «С-99». Быстро и правильно были выполнены первичные мероприятия в отсеках. Проявили мастерство трюмные машинисты. Экипаж показал отличную техническую и психологическую подготовку.

Восстанавливать «С-99» после аварии не стали. В 1958 году на ходовые испытания в Белом море вышла первая АПЛ СССР — К-3. Началось строительство 3 проектов АПЛ.

Командир «С-99» Вилен Петрович Рябов, впоследствии вице-адмирал, занимал должность заместителя командующего СФ по БП. Подводники относились к нему с глубочайшим уважением, как к командиру, сумевшему спасти экипаж и корабль.

Источники: military.wikireading.ru, Катастрофы под водой. Мормуль Н.Г., flot.ru, Яндекс