Новая педагогика
Такое впечатление, что мы уже несколько лет занимаемся тем, что заново формируем основы новой педагогики. Причем с таким посылом, будто до этого времени никакого опыта в воспитании детей не было.
Страх родителей
Все, что было раньше заклеймили таким позором и уголовным кодексом, что родители уже боятся своих детей. Если ребенок дерзит, не слушается, носит одни двойки и забыл для чего вообще существуют шкафы, родители скорее уйдут от конфликта и промолчат, чем вступят в диалог с нулевым воспитательным результатом и очередной порцией негатива в душе с обеих сторон.
Дети уходят
Такое ощущение, что родители просто стоят и смотрят, как дети уходят. И ничего не могут сделать, чтобы, нет, не удержать их возле себя, а сохранить ментальную пуповину.
...или их уводят.
А может они не уходят, а их уводят? В том числе и тем, что предлагают стучать на родителей, если ребенок решит, что родители его обижают. Телефоны так называемой психологической поддержки услужливо подсовывают детям любого возраста. Звони, малыш, если что, и расскажи, кто тебя обидел - мы поможем! Как - потом узнаешь. (ребенка из семьи заберут сначала в детдом, а потом в приемную семью, родителей могут лишить родительских прав и назначить алименты).
Почему ребенок должен кому-то звонить чужому, а не идти со своей бедой к близким? В советское время так бы было. Сейчас все иначе.
Семья
Конечно, бывают случаи, когда в семье неблагополучно и дети страдают. НО взрослые, можно предположить, в такой семье страдают не меньше. И что, единственный выход - забрать ребенка и сделать его счастливым в приемной семье с государственной матпомощью?
Бороться за семью
На мой взгляд, за семью надо бороться. За любую. Уродской семья становится не просто так, а потому, что. И если у нас таких неправильных семей стало больше, то надо разбираться - почему.
Наказание
Но нам, родителям внушают, что дело в наказании. Не просто внушают, а конкретно запугивают. За родителями теперь следят все - государство, соседи, просто прохожие и дети, которые все больше улавливают общий тренд.
Методы
В качестве наказания предлагается: "отлучение от сладкого", лишение удовольствий, ограничение свободы. Воспитательные меры - беседа, личный пример, психолог.
Советская система воспитания устарела?
Что произошло? Почему все так изменилось? Прошло совсем не так много времени, а система советского воспитания и образования оказалась вне закона. В республиках, где сильны национальные традиции, этому пока противостоят довольно успешно - держат оборону.
Педагогика должна идти в ногу со временем и развиваться, но не так - что было раньше сломаем, а нового ничего не предложим, кроме запрета наказаний (воспитательных шлепков) и невнятных воспитательных рекомендаций.
Родители остались один на один с тем, что называется - воспитание нового человека. Традиций нет - они не годятся. Вся ответственность, в том числе за ассоциальное поведение ребенка, на родителях. Про возрастные ограничения известно, сейчас речь не об этом.
Меры профилактики детской и подростковой преступности, на мой взгляд, оторваны от реальности и бесполезны в практике.
Детский коллектив и детская организация
Но критика не должна быть без предложений. Поэтому вопрос - почему в современной воспитательной педагогике отсутствует воспитание коллективом? Или это только в арсенале уголовного мира, который точно воспитает, но по своему. А потому, что у нас нет детских организаций, таких как в СССР - октябрята, пионеры. Скаутское движение, волонтеры - это все не то, потому не и не стали массовыми. Там нет главного - объединяющей идеи. А без нее детей в коллектив не сплотить.
Наказание в советское время
В советское время тоже боролись с телесными наказаниями ремнем, но карательными мерами по отношению к родителям. Конфликт в семье воспринимался, как общая проблема, а коллектив был готов взять ответственность на себя и помочь семье с трудным ребенком.
Опыт Макаренко и СССР
Макаренко своей уникальной практикой доказал, что только коллектив способен решать самые сложные воспитательные задачи. Известно, что советская воспитательная педагогика во многом опиралась именно на его опыт.
Столовая в пионерском лагере. С трудом представляю современных барчуков за таким же занятием. Ничего удивительного - чистить картошку по нынешним понятиям - не царское дело, для этого, как и для уборки, есть специально обученные люди, но никак не дети. И дети эти правила хорошо усвоили.
Вернуть в систему детские организации
Вывод. Ситуация, которая сложилась в современной воспитательной педагогике на всех уровнях (семья, детский сад, школа и т.д.) не просто неудовлетворительная, а опасная своими непредсказуемыми последствиями. Необходимо возвратить в воспитательно-педагогическую практику такой инструмент, как детский коллектив (организация) со всеми внешними атрибутами (знамена, галстуки, марши, слеты, соревнования и т.д) , которые действовали бы на принципах, аналогичных советских октябрятских и пионерских организаций и духом тимуровского движения (кто забыл, что это такое, придется вспомнить).
P.S. Прошу прощения за некоторую сумбурность в изложении. Накипело. Надеюсь, что высказанные идеи в статье рядового родителя, найдут отклик у тех, кто разделяет его опасения и оптимизм - что все еще можно исправить.