Чаще всего страхи передают ребенку родители или близкие.
— Упадешь! Высоко. Будет больно! Придётся бинтовать.
— Не трогай! Бяка.
— Не веди себя так. Придет бабайка.
— Не будем тебе ногти стричь, станут они большие, как у Бабы-яги!
Ребенок не может разобраться, что хуже, — если он упадет или если его будут бинтовать (забинтуют), если ногти постричь или не стричь и превратиться в Бабу-ягу, тогда-то малыш начинает бояться неизвестности.
Вот этот неопределенный, туманный страх очень легко взрастить. На него легко наслаиваются разнообразные страшилки:
- Потусторонние — потому как они неизвестные и таинственные (а что неизвестно, то определенно уже страшно).
- Страх насекомых (пауки, жуки) — потому что и от них, этих букашек, не знаешь, что можно ожидать.
- И многие-многие другие.
Отделяйте мух от котлет, воду от молока
То есть разделяйте свои страхи от страхов ребенка. А еще — страхи от настоящей опасности.
И смотрите на пару лет вперед. К чему приведет страх или, наоборот, «воспитание бесстрашия» в определенных ситуациях.
Отличайте страх от боязни и испуга. Все это разные вещи.
Страх — состояние, когда ожидаешь опасности.
Боязнь — ты знаешь, чего боишься, например боязнь высоты, пауков или змей.
Испуг — это нечто неожиданное.
Как бороться со страхом?
Рассказываем про засыпательные сказки-рисовалки