Более чем на 4000 километров раскинулась величайщая стройка XX века - Байкало-Амурская магистраль. В отличие от Транссиба, где пейзажи, честно говоря, скромны, БАМ проходит по очень живописным местам: горы, реки, практически нетронутая тайга. В 2007 году, возвращаясь с Дальнего Востока, я проехал его практически полностью от Ванино до Тайшета (за исключением одного локомотивного плеча от Комсомольска до Постышево), в основном на поездах и без пересадок, поэтому увидеть удалось лишь малую часть тех красот, что там есть.
1. Строительство железной дороги в тех местах, где проходит БАМ, планировалось ещё в XIX веке, однако в силу сложности рельефа от него отказались.
2. Первые участки БАМа были построены в 30-х годах заключёнными. Это некоторая часть путей от Тынды, Тайшета, Комсомольска.
3. Основные работы начались в 70-х годах. В 1974 году БАМ объявлен был всесоюзной стройкой, и сюда со всей страны потянулись добровольцы, многие из которых осели здесь до сих пор.
4. Поезда начали ходить по БАМу в 1989 году. Последний участок - Северомуйский туннель был открыт лишь в 2003 году. До этого поезда ездили по специальному обходу.
5. Города и посёлки вдоль БАМа заслуживают отдельного описания. Эти населённые пункты очень отличаются от подобных в других местах. Связано это, пожалуй, с тем, что практически всё их население - понаехавшие, причём часто из больших городов. Поэтому даже в маленьких посёлках и городах можно встретить немалый процент культурных интеллигентных людей, а традиционной гопоты здесь намного меньше, чем в старых городах. Есть небольшой процент коренного населения - как правило, это местные народы: эвенки, якуты, эвены, орочи и многие другие.
6. БАМовские города отличаются своей эдакой "свежестью". Тут нет малоэтажного частного сектора, равно как и хрущёвок почти нет. Сразу из тайги вырастают 16-этажные дома. Я как- то писал про посещённый двумя годами позже Братск. Такими же "свежими" городами являются Северобайкальск, Тында, Комсомольск-На-Амуре. Все они были построены фактически за последние 30-40 лет, чем и интересны.
7. Кроме того, большинство городов и посёлков строили отряды из разных конкретных областей и республик. Так украинцы строили Новый Ургал, литовцы - Новый Уоян, латыши - Таксимо, казахи - Новую Чару, ставропольцы - Усть-Кут (станция Лена).
Столицу БАМа строила столица страны, а второй по размеру город Северобайкальск - Ленинград. Вот такая дружная стройка была.
8. При этом можно обратить внимание, что практически все названия городов и посёлков даны местными народами: Юктали, Хани, Ургал, Тында, Куанда и т.д. Расшифровки названий в музее БАМа в Тынде
Спустя 30 лет после запуска, БАМ продолжает работать и связывать удалённые уголки нашей страны. Движение тут не такое мощное, как на старшем брате Транссибе. Но своя ниша у магистрали есть. Приезжайте, тут правда очень красиво!
В следующих сериях я покажу немного фотографий с разных мест БАМа.