Найти тему
Кинотаурус

«Амбивалентность», или сильная драма о семейных отношениях, о любви и ненависти

Оглавление

Госпожа Драма на этот раз пришла к нам с совершенно иной и, одновременно, интересной задумкой. Амбивалентность - в некоторой степени синоним слову двойственность. Выражается эта двойственность к одному объекту, либо к мыслям, либо вообще к рассуждениям человека. К примеру, человек очень любит продукцию компании Apple, прекрасно понимает, что они делают качественные смартфоны, но в комментариях под каждым видеороликом про iPhone пишет "яблочныерабы" или "купертиновцыгеи". Итак, к сути - картина «Амбивалентность» вышла в ноябре 2018-го года, сперва наделав шуму и став хитом на фестивале Окно в Европу. Режиссёром драмы выступил Антон Бильжо, известный малому кругу лиц по ленте «Рыба-мечта». Чем примечательны его работы? Отсылки к культуре, задействование психоанализа, разрушение привычных паттернов кино. Есть ли всё это в «Амбивалентности»? Предлагаю разобраться...

Данил Стеклов. Кадр из фильма «Амбивалентность»
Данил Стеклов. Кадр из фильма «Амбивалентность»

Официальный синопсис

Два друга, два молодых психиатра, очень по-разному воспринимают жизнь. Один хочет поступать правильно. Второй — ставить эксперименты. Один — прилежный ученик. Второй — нарушитель спокойствия. Но выдержит ли их дружба испытание страстью к одной женщине? Это интригующая история о необычном любовном треугольнике и о том, что безумие ближе, чем кажется.

Трейлер

Отсылки к культуре

Буквально с первых минут картина даёт понять - отсылки будут и их будет много. Фильм начинается со сцены в спортивном зале, где один из главгероев, Стас (Егор Морозов), стреляет из лука по мишеням. За ним наблюдает его лучший друг по мединституту Петя (Данил Стеклов).

Это, кстати, очень важный момент для фильма. Да, и спешу заметить, что в нём вообще не бывает лишних моментов. Почти вдоль и поперёк драма ведёт зрителя лишь по нужным сценам, нигде не сворачивая в пустой переулок.

После данной зарисовки друзья выходят из зала с улыбками на лице. Петя с ходу заявляет, что Стас умелый стрелок, а напоминает он ему Вильгельма Телля. Дальше Вильгельма будет ещё больше, как и других отсылок.

Стоит добавить, что все отсылки имеют под собой значимость для сценария, а не пустое упоминание.

Зритель тут сможет, например, разглядеть образ Святого Себастьяна, представленного в виде одного из главных героев. Да-да, тот самый лук носит характер чеховского ружья (о котором мы поговорим чуть позже). Также авторы в одной из сцен ссылаются на «Мечтателей» Бернардо Бертолуччи, а потом, словно случайно, показывают очень схожие с именитым произведением кадры. Само слово, фигурирующее в названии, Бильжо буквально разжёвывает зрителям, чтобы навести справки и в конец не запутать перед финалом.

Искать подобные параллели приносит уйму радости, но не исключено, что большинство людей просто пройдут мимо всех этих замечательных отсылок...

Кадр из фильма «Амбивалентность»
Кадр из фильма «Амбивалентность»

Психоанализ

Пользуясь общенаучными фактами и доктринами, Антон Бильжо мастерски преподносит нам историю... Хотя, здесь стоит отдать должное сценаристам, Сергею Тарамаеву и Любови Львовой. Именно они соткали тот самый сюжет, способный обращаться к самым сложным проблемам человеческого мозга с помощью простого языка.

Перед просмотром следует помнить одну простую истину - это кино о болезни. Поэтому в кадре, сплошь и рядом, будут лишь больные, нездоровые люди.

Один из главных героев здесь - уверенный в себе мальчишка, живущий настоящим. Его не заботят проблемы завтрашнего дня, а потому им преобладают очевидная халатность и инфантилизм. Этот герой способен прямо посреди трассы выйти из машины и лечь на проезжую часть во время оживлённого движения. Он - Петя.

А вот другой архетип - жалкое ничтожество, которому приходится постоянно извиняться. Извиняться за то, что он сказал что-то не так. Извиняться за то, что он слишком вежлив. Извиняться за то, что его друг спит с его мамой. Он - Стас.

Эти две личности - полные противоположности друг другу. Они весь фильм показывают нам значение того самого слова в названии фильма, испытывая на себе как ненависть, так и любовь. И лишь одно неправильное событие в итоге ставит жирный крест на их дружбе.

Что я хочу этим сказать? Психиатры и психоаналитики могут найти много вкусностей для себя при просмотре. Хоть я и не являюсь по образованию "человеком-мозгоправом", но часть "правильной" литературы мне всё же далась. Поэтому могу с уверенностью сказать, что картина не лишена научности. Да, именно научный подход здесь стоит во главе всего. Особо пронзительные могут здесь обнаружить домыслы Фрейда, Эдипов комплекс и прочие мелкие факты, использующиеся для написания истории болезни...

А вообще радует, что фильм максимально прост и безо всяких там терминов, душных понятий и завышенных речей. Любой и каждый сможет понять, о чём главная мысль этого кино.

Данил Стеклов и Ольга Цирсен. Кадр из фильма «Амбивалентность»
Данил Стеклов и Ольга Цирсен. Кадр из фильма «Амбивалентность»

Разрушение шаблонов

Первое, что хочу отметить - в картине нет главного героя. Точнее, их здесь три и каждый из них, на первый взгляд, вызывает лишь отвращение. Этакий любовный треугольник, изображающийся, наверное, лишь в порнофильмах. Здесь логично будет спросить - а для чего вообще смотреть фильм, если герои вызывают отвращение? А всё просто - им сопереживаешь. Да, они больные на голову, но в каждом из них мы можем найти себя.

Второе - в фильме чётко расставлены приоритеты. Именно поэтому некоторые сцены способны пошатнуть нервишки, а смотреть их очень неуютно. Именно поэтому местами здесь всё выглядит красочно и радостно, а уже в следующий момент зрителя словно сжимают в тиски. Именно поэтому сцены секса могут вызвать возбуждение. В привычных рамках кино не все эти вещи работают так, как в «Амбивалентности». Вспомнить хотя бы ещё одну ленту про любовный треугольник, «Троицу», где, как мне показалось, Ян Гэ старалась вызвать у зрителя приступ тошноты и только.

И заключительное - третье - картина использует привычное чеховское ружьё в непривычном формате. Аж дважды за весь хронометраж. Да, зритель уже мог привыкнуть к тому, что в начале ленты нам показывают то, что в конце фильма может стрельнуть. Так и происходит. Но обычно мы видим не то, чтобы ружья, да и не то, чтобы они прям уж стреляли. Так, отголоски "драмописания". Здесь же - всё снято в аккурат по-чеховскому. Но вот два раза зритель может прямо-таки удивиться тому, как тщательно авторы подошли к написанию сценария и его съёмкам.

Антон Бильжо не пренебрегает метафорами и различной завуалированной терминологией, выводя некоторые вещи на крайне интересный уровень. К примеру, в одной из сцен здесь упоминается представление о боге, а потом он и сам приходит в человеческом обличье. По крайней мере, выглядит это претенциозно.

Но также картина порой блещет и привычными киноштампами - куда уж без них. К сожалению, от подобных условностей трудно избавиться, ведь иначе фильм не будет фильмом. Если герои здесь машут руками у обочины, то почти в ту же секунду перед ними появляется такси. Если герои убегают от кого-то, то, как нельзя кстати, перед догоняющими окажется автобус, позволяя персонажам оторваться от погони. Эти условности зачастую можно пропустить или опустить, но их наличие уже понемногу огорчает.

Да, говорить о полноценном разрушении штампов в этот раз не получается, но картина всё же получилась необыкновенной. Нервной, вымученной, и, одновременно, радостной...

Кадр из фильма «Амбивалентность»
Кадр из фильма «Амбивалентность»

«Амбивалентность» - это кино непредсказуемое и неожиданно хорошее. Не идеальное, но с сильной драматургией и с шальными нервишками. Если сказать о моём впечатлении от просмотра очень коротко - мне картина понравилась. Как Вы уже могли догадаться, я люблю (и ненавижу) авторское кино, поэтому подобные фильмы заходят мне залпом. А потом ещё раз. И ещё раз. Я постоянно пересматриваю те картины, к которым можно возвращаться и находить для себя новые аспекты. «Амбивалентность» как раз из таких. Что ж, не буду томить и перейду к итоговым оценкам:

  • Визуальный ряд: 0 баллов;
  • Атмосфера: +1 балл;
  • Музыкальное и звуковое сопровождение: +1 балл;
  • Актёрская игра: +1 балл;
  • Операторская работа и монтаж: +1 балл;
  • Уникальность: +1 балл;
  • Экспозиция: +1 балл;
  • Завязка: +1 балл;
  • Развязка: +1 балл;
  • Общие аспекты: +1 балл.

Вердикт

Подводя итоги, могу смело заявить - крайняя лента Антона Бильжо способна удивить, но только тех, кто хочет этого. Для кого-то фильм окажется наглядным пособием по психоанализу, для кого-то отличной ремаркой «Мечтателей», а для кого-то и вовсе учебником по тому, как склеить маму друга - каждому, как говорится, своё. От меня явная рекомендация к просмотру, только предварительно убедитесь, что детей нет рядом. «Амбивалентность» получает от меня 9 баллов из 10 возможных.

Карта канала «Кинотаурус»

Теперь мы в Telegram!

На этом всё. Всем спасибо за прочтение, желаю бобра и смотреть только хорошее кино ㋛