Найти тему
Две Войны

«Напрасно надеялся на помилование» - что стало с шофером генерала Власова, письмо моего подписчика

Оглавление

Достоверной информации о дальнейшей судьбе личного шофёра генерала Власова не найти ни в одном историческом источнике. Официально – он был амнистирован и даже награждён орденом за помощь в аресте «предателя №1». Но суровая правда жизни – совсем иная.

Сразу скажу, что эту статью я делал по официальным материалам, которые с трудом удалось найти, а в конце я расскажу, что сообщил мой подписчик в своём письме.

Арест Власова 12 мая 1945 года в советское время освещался в литературе очень скупо, без подробностей. Потом историки и журналисты получили доступ к донесениям в архиве Минобороны; расспросили офицера, который лично арестовал генерала-изменника. Им был ветеран войны Михаил Иванович Якушев, доживший до 2005 года.

Особый случай

Захват Власова везде описывается как смелая спецоперация Генштаба и СМЕРШ. Пятеро советских офицеров, причастных ко взятию «предателя №1» были награждены орденом Суворова II степени. Случай – небывалый.

Согласно статуту, эту награду могли получать только командиры крупных соединений –корпусов, дивизий, бригад. Двое из пяти награждённых статусу ордена Суворова соответствовали. Это генерал-майор Фоминых, командир танкового корпуса; и полковник Мищенко, командир танковой бригады.

Остальные трое – не соответствовали. Майор Виноградов – всего лишь глава отдела СМЕРШ танковой бригады; старший лейтенант Игнашкин - оперуполномоченный того же отдела; капитан Якушев – командир стрелкового батальона танковой бригады.

Генерал Власов и его офицеры. Фото в свободном доступе.
Генерал Власов и его офицеры. Фото в свободном доступе.

Как происходило задержание

Из них непосредственно арестовывал Власова только капитан Якушев. 12 мая 1945-го его подразделение занималось разоружением и пленением военнослужащих 1-й дивизии РОА. В соприкосновение с ними они вступили в 40 км от чешского города Пльзень.

Один из власовцев, капитан Пётр Кучинский, вызвался помочь в аресте своего командира – генерала Буняченко, т.к. он недавно видел его в колонне автомобилей, ехавших на занятую американцами территорию.

На машине Якушев, Кучинский догнали эту колонну, состоявшую из танкетки и семи легковушек, и перегородили ей дорогу. Американские военные, уже конвоировавшие власовцев на «виллисах», не вмешивались, а просто наблюдали за развитием событий.

Якушев и Кучинский быстро нашли генерала Буняченко, но тут один из шоферов-власовцев (Александр Довгас) посоветовал им заглянуть в чёрную «Шкоду». Там оказался генерал Власов.

Поняв, что американцы препятствовать не будут, Якушев действовал быстро и решительно. Он подсел на заднее сиденье к Власову и сделал вид, что поедет вместе с ним в американский штаб. Сам же приказал водителю генерала-изменника разворачиваться и гнать назад. Водитель Илья Комзолов быстро всё понял и подчинился советскому офицеру.

«Пока разворачивались остальные машины колонны, мы успели умчать довольно далеко, – вспоминал уже в наши дни Михаил Иванович Якушев, – Власов пытался приказывать своему шофёру, куда ехать, но тот, смекнув что к чему, уже его не слушал. Когда возле озера машина сбавила скорость, Власов хотел выпрыгнуть из неё, но я не дал ему этого сделать. По дороге мы заблудились. Наткнулись на американский пост, долго не могли с ними объясниться. Один их солдат, поляк по происхождению, кое-как смог нам рассказать, где стоят советские войска. В восемь вечера я сдал Власова командованию и больше его не видел»

Кстати, Буняченко и остальные власовцы в той колонне смогли доехать до цели и сдаться американцам. Но это не спасло большинство из них от выдачи Советскому Союзу.

Власов на допросе у немцев. Фото в свободном доступе.
Власов на допросе у немцев. Фото в свободном доступе.

Ордена Отечественной войны, которые не были вручены

Власовцев, которые помогли Якушеву захватить «предателя №1», официально простили за их измену Родине, и даже наградили: капитана Кучинского – орденом Отечественной войны I степени, а рядовых шоферов Довгаса и Комзолова – орденами Отечественной войны II степени.

На самом же деле, не было ни помилования, ни тем более наград. Так, племянница Петра Кучинского Нина Адамовна, живущая в Слуцке (Беларусь), 25 мая 2020 года рассказала местной газете «Інфа-Кур’ер», что её дядя никакой награды за поимку Власова не получил. После войны он содержался в лагере, откуда много раз писал прошения о помиловании во все инстанции, в том числе и товарищу Сталину.

В итоге его всё же отпустили, но вернуться в Москву, где у него была семья, не разрешили. Кучинский поселился в Тульской области, где его навещали лишь две его дочери. Жена уже вышла за другого и встречаться с бывшем мужем не пожелала. По словам племянницы, умер Пётр Кучинский в 1953 или в 1954 году.

О том, что говорил Власов в суде, можно читать здесь.

А водитель Власова, Илья Комзолов вообще напрасно надеялся на помилование.

Власов на трибунале. Фото в свободном доступе.
Власов на трибунале. Фото в свободном доступе.

«Потерял ногу на лесозаготовках в Сибири»- письмо моего читателя

А теперь я расскажу о том самом письме, которое я получил от одного из подписчиков моего канала, жителя села Мокрая Ольховка Котовского района Волгоградской области. К сожалению, он не указал своего имени и я не могу полностью ручаться за истинность этих фактов, однако у меня нет сомнений относительно достоверности данной информации. Предлагаю её вашему вниманию, изменения в письме минимальны, и совершенно не затрагивают её смысл:

«Я прочитал статью о власовцах на вашем канале, и об их дальнейшей жизни ( речь идёт об этой статье прим. автора),и хочу рассказать о том, что в нашем селе жил личный водитель этого предателя ВласоваИлья Никитич Камзолов. Он уже давно умер – в конце 70-х или начале 80-х, но я прекрасно его помню – одноногим немощным стариком, который всегда в солнечную погоду сидел на лавочке возле своего дома.
То, что за участие в поимке Власова его водителя Камзолова помиловали, наградили и отпустили домой, как везде пишут – это неправда. После войны Камзолов ещё отсидел около десяти лет в лагере заключённых, работал на лесозаготовках в Сибири. Только оттуда он вернулся в родное село, без ноги, так как на лесоповале получил тяжёлую травму, и ногу ему ампутировали.
На войну Камзолов уходил уже зрелым человеком – у него была жена и двое сыновей. К ним он и вернулся, только уже постаревшим инвалидом, потерявшим здоровье в лагере. О своём прошлом он никогда не вспоминал и о войне никому не рассказывал – как попал в плен к немцам, как стал личным шофёром генерала Власова и как сдавал его советским войскам.
Дело в том, что в те времена вообще было не принято об этом говорить. Любое участие во власовской армии считалось тяжкой изменой Родине, делом стыдным и позорным. Даже если человек никого не убивал, а просто крутил баранку.
Но в целом, Камзолов был неплохим человеком, и отношение односельчан к нему было нормальным. Никто не попрекал его прошлым и не пытался «заклеймить позором». Если только иногда, «по пьяной лавочке».
Капитан Михаил Якушев. Один из участников операции по пленению генерала Власова. Фото в свободном доступе.
Капитан Михаил Якушев. Один из участников операции по пленению генерала Власова. Фото в свободном доступе.

Вот такие живые свидетельства убеждают нас в том, что далеко не всегда можно верить советским официальным источникам. Реальность бывает далёкой от тех сведений, что в них значатся. Однако во всей этой истории мне непонятен один момент, зачем было врать? Ведь, как уже упомянуто было в письме, служба в РОА считалась тяжким преступлением, и зачем было оправдывать преступников, так ещё и так громогласно?

В заключение, я хочу сказать, если у Вас есть рассказы Ваших родственников-ветеранов или другие интересные истории о Великой Отечественной или Гражданской Войне, пишите мне напрямую или на почту (указана в шапке канала). Я буду рад ознакомится с такими случаями из жизни реальных людей, которые пережили тот ад.

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки , подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !
Подписывайтесь на канал "Две войны " в телеграмм

А теперь вопрос читателям:

Как Вы считаете, правдива ли эта история?