Вагонка получила свое название из-за того, что её предшественника использовали для обшивки железнодорожных вагонов. Использование древесины было целесообразно сразу по нескольким причинам:
1) Экономический фактор –древесина дешевле железа.
2) При использовании вагонки не возникает парниковый эффект, что часто происходит при использовании обшитых металлом вагонов.
Развитие технологий позволило заменить древесину на более современные материалы. А название прижилось и вошло в обиход.
Изначально вагонка крепилась примитивным методом, но для экономии времени на обшивку вагонов был применен способ крепления замками шип-паз. Данный способ приняли на ура, а дальше поняли, что можно использовать этот материал и в повседневной жизни (для облицовки помещений).
Перевести на другие языки термин «Вагонка» невозможно. Да и назвать это термином трудно. Название «Вагонка» более народное, а по науке материал называется – профилированная доска. Из-за этого при посещении крупных магазинов стройматериалов, следует искать именно профилированные доски.
В большинстве своем вагонку изготавливают двумя способами:
1) По ГОСТу
2) По DIN
И снова наш великий и могучий изобретает новый «термин» - Евровагонка. Отличается она от нашей более жесткими требованиями к изготовлению по отношению к советскому ГОСТу.
Вагонка изготавливаемая по советским стандартам получила широкое применение, но у строителей популярностью не пользуется. Так как по удобству монтажа она уступает заграничной коллеге, да и характеристики хуже. Основным минусом является влажность в 20-25% и это при толщине в 20 миллиметров. Это вызывает сильную деформацию в ходе эксплуатации, появляются щели, да и честно говоря, отвалиться просто может. Также минусами можно назвать обилие сучков, ворсистость внешней поверхности, а маленькие замки не справляются с деформацией при усыхании древисины.
К обычной вагонке, сделанной еще по советским стандартам, строители предъявляют большое количество претензий – как по характеристикам, так и удобству монтажа. Влажность в 20-25% слишком высокая – при толщине доски в 20 мм во время усыхания часто возникают деформации, с которыми не справляются маленькие замки, норовящие выскочить из паза. Ворсистая поверхность и количество сучков, особо не контролируемое, делают неважной не только форму, но и качество такой продукции.
Евровагонка имеет ряд преимуществ, но и есть минус – это относительно высокая стоимость. И так плюсы:
➕ Гладкая внешняя поверхность доски
➕ Распиленную древесину делят по качеству на несколько категорий (нашу лепят из всего подряд)
➕ Обработка замка шип-паз качественнее на несколько голов отечественной
➕ Профиль более совершенный. Размер шипа больше, толщина доски четко регламентируется стандартом, ширина евровагонки 95 миллиметров (без шипа 88 мм).
➕ Наличие вентиляционного паза
➕ В продажу профилированная доска согласно DIN поступает с влажностью 10-15%, что уменьшает вероятность деформации и жизнедеятельности вредителей (жучков всяких и прочих арахнидов)