Найти тему
Белорус и Я

Что дарила Императрица Екатерина Великая своим фаворитам

Оглавление

Достояние Союзного государства

Адъютант для шляпы с бриллиантами

В белорусском Кричеве, где Григорий Потёмкин построил помпезный дворец, о тщеславии графа и его любви к роскоши слагали легенды

Небольшой городок Кричев, расположенный на востоке Могилёвской области на живописном берегу реки Сож, в былые времена считался одним из важных порубежных городов. Для его охраны от нежелательных гостей был возведён деревянный замок с пятью башнями, внутри церковь, жилые и хозяйственные постройки. А владел всем этим генерал-аншеф светлейший князь Григорий Потёмкин-Таврический.

После первого раздела Речи Посполитой для закрепления территории и российского влияния присоединённые земли раздавались военным чинам, помещикам и государственным сановникам. Так, 11 января 1776 года Кричевское староство вместе с 14 274 крепостными Екатерина Великая пожаловала своему фавориту.

Григорий Потёмкин и Екатерина Великая. (Художник Василий Нестеренко, «Триумф Екатерины»)
Григорий Потёмкин и Екатерина Великая. (Художник Василий Нестеренко, «Триумф Екатерины»)

Приехав в Кричев, Потёмкин оценил всю выгоду от такого подарка. После победы в Русско-турецкой войне 1768–1774 годов Россия получила выход к Чёрному морю, там создавался флот. Для его строительства нужны был лён, мачтовый и строевой лес. А в Кричевском графстве корабельной сосны и дуба росло в избытке, к тому же впадающая в Днепр река Сож была судоходной.

Граф Потёмкин взялся за дело с присущей ему энергией. Первым делом стал углублять русло Сожа, рыть каналы, по которым сплавляли брёвна. А вскоре в городе было создано отделение Херсонского адмиралтейства, появились мануфактуры по производству корабельного такелажа, кожевенные и меднолитейные заводы. Баржи с готовым товаром и стройматериалами шли по Сожу и Днепру в Херсон, где под началом адмирала Ушакова строились военные корабли флота Российской империи.

По приглашению Григория Потёмкина в Кричев пожаловал голландец Адольф Мейер, граф велел ему написать книгу о городе. Учёный в «Описании Кричевского графства...» предсказал ему широкую известность: «Кричев скоро добудет славу, ибо... будет иметь у себя верфь, которая станет обеспечивать не только Черноморский флот двадцатиорудийными и другими военными судами, но и готовить корабельные припасы, продавать их».

В ряде помещений дворца воссозданы элементы интерьера XVIII–XIX веков. Интерьерный зал «Комната управляющего имением»
В ряде помещений дворца воссозданы элементы интерьера XVIII–XIX веков. Интерьерный зал «Комната управляющего имением»

Предсказание сбылось. Кричев преображался на глазах, полным ходом шло строительство, в несколько раз увеличилось население города. Судостроительная верфь заработала здесь в 1785 году. Строительством кораблей, грузовых байдаков, небольших яхт и галер, годных к плаванию по морю, руководил генерал Иван Абрамович Ганнибал, внучатый племянник Пушкина. О темпах и размахе работ говорил хотя бы такой факт: уже в следующем, 1786 году со стапелей сошли 13 парусных и 12 гребных судов, императорская яхта «Десна», на которой Екатерина II путешествовала по Днепру. Управлял всем этим большим хозяйством – верфью, заводами и кричевским имением – специально приглашённый Потёмкиным из Англии известный инженер и кораблестроитель Сэмюэль Бентам.

Макет яхты «Десна», на которой Екатерина II совершала путешествие по Днепру. Позже «Десна» была перестроена в военный корабль и участвовала в составе Лиманской флотилии под командованием де Рибаса в знаменитом штурме Измаила
Макет яхты «Десна», на которой Екатерина II совершала путешествие по Днепру. Позже «Десна» была перестроена в военный корабль и участвовала в составе Лиманской флотилии под командованием де Рибаса в знаменитом штурме Измаила

Для себя фаворит императрицы выстроил в Кричеве помпезный дворец. По-другому и быть не могло: о тщеславии Потёмкина и его любви к роскоши слагали легенды. Вот как один из современников живописует костюм графа: «Он появлялся в своём театре в алом фраке и епанче из чёрных кружев. Всюду, где только на мужском одеянии можно было употребить бриллианты, они блистали, а шляпа его была оными столь обременена, что трудно стало ему держать шляпу в руке, так что один из адъютантов должен был его шляпу за ним носить...»

Дворец в Кричеве возводился девять лет. Архитектор Иван Старов, который к тому времени уже построил Таврический дворец в Петербурге и Троицкий собор Александро-Невской лавры, спроектировал его в стиле русского классицизма, где господствовали монументальность, величие, чёткие геометрические линии. Центральный вход украшал четырёхколонный портик с балконом, а по широкому полукруглому парапету прямо к главным дверям подъезжали кареты.

«Обед душевный». Книга Симеона Полоцкого, изданная в Москве в 1681 году «Обед душевный». Книга Симеона Полоцкого, изданная в Москве в 1681 году
«Обед душевный». Книга Симеона Полоцкого, изданная в Москве в 1681 году «Обед душевный». Книга Симеона Полоцкого, изданная в Москве в 1681 году

Вокруг дворца был разбит парк площадью 25 акров, создавал его знаменитый мастер-садовод той поры Вильям Гульд (он же обустраивал зелёные зоны Таврического дворца в Петербурге, а также в Бахчисарае и Херсоне). В парке росли фруктовые деревья, можжевельники, клёны, ели и дубы. Поражали своим великолепием липовые аллеи.

Над рекой был посажен дуб царицы, названный так в честь визита Екатерины II в Кричев. А побывала императрица здесь 19 января 1787 года проездом, направляясь в Крым. Дорога, по которой императрица подъезжала ко дворцу своего фаворита, была обсажена берёзами и впоследствии её стали называть Екатерининской.

На приём в честь Екатерины II была приглашена вся местная знать. Как описывали впоследствии историки, во дворце императрица «изволила обедать и ночевать. Перед дворцом в её честь горела великолепная иллюминация до рассвета».

Князь с Екатериной у дворца
Князь с Екатериной у дворца

В последние годы в своём белорусском имении граф Потёмкин бывал наездами, устраивая во дворце всякий раз шикарные балы для местной шляхты и спектакли крепостного театра. После визита императрицы в том же, 1787 году светлейший князь продал Кричевское староство с дворцом главе белорусской ветви богатого польского рода Яну Голынскому за 900 тысяч злотых.

Рога тура – уникальный экспонат. Высота тура в холке достигала 2 м, а масса тела – до 800 кг. Животные вымерли в XVII веке, но на территории Речи Посполитой они находились под охраной указов, содержались как парковые животные в королевских охотничьих угодьях
Рога тура – уникальный экспонат. Высота тура в холке достигала 2 м, а масса тела – до 800 кг. Животные вымерли в XVII веке, но на территории Речи Посполитой они находились под охраной указов, содержались как парковые животные в королевских охотничьих угодьях

В 1849 году его внук Стефан решил обновить резиденцию, перестроив её в неоготическом стиле, как было модно в ту пору. К тому же Голынские жили здесь, а не только использовали дворец для приёмов и балов, как было при прежнем хозяине.

Парадная зала. Сейчас здесь устраивают концерты классической музыки
Парадная зала. Сейчас здесь устраивают концерты классической музыки

Здесь обустроили 72 комнаты и зала! Стены вдоль широких дубовых лестниц, ведущих на второй этаж, были увешаны картинами, оружием и доспехами. Потолки во всех залах украшала богатая гипсовая лепнина, пол – мозаика, множество зеркал зрительно расширяли пространство. В овальном зале размещались 42 портрета представителей рода Голынских, были здесь и изображения российских монархов и сановников – Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра I, Григория Потёмкина…

Портрет Г.А. Потёмкина. Это копия известного портрета кисти Иоганна Баптиста Лампи-старшего, находящегося в Эрмитаже, 1790–1792 годы
Портрет Г.А. Потёмкина. Это копия известного портрета кисти Иоганна Баптиста Лампи-старшего, находящегося в Эрмитаже, 1790–1792 годы

В конце XIX века во дворце случился пожар, после чего он был отстроен заново. С главного фасада исчез декор оконных обрамлений, а четырёхколонный портик главного входа заменил псевдоготический ризалит с гранёными пилонами. Попытки последнего владельца Кричева Стефана Голынского привести имение в надлежащий вид были прерваны Первой мировой войной. А в революцию дворец был окончательно разорён. То, что не успели увезти с собой Голынские, было конфисковано новой властью.

Впоследствии Потёмкинский дворец сменил немало хозяев. Была здесь и частная гимназия, и педагогический техникум с трудовой школой. А в годы Великой Отечественной войны здание заняли гитлеровские оккупанты...

К началу 1980-х годов дворец находился в плачевном состоянии. Восстанавливали его по аналогам дворцовых сооружений XVIII века, изысканные интерьеры – по старинным чертежам. Однако вскоре работы были прекращены из-за нехватки средств. И лишь в 2003 году дворец внесли в Государственный список историко-культурных ценностей, и спустя пять лет, 16 февраля 2008 года, возрождённый дворец впервые за долгие десятилетия распахнул свои двери. Здесь разместились районный историко-краеведческий музей и ЗАГС.

«Рыцарский зал» – тематическая экспозиция по истории Кричевщины с древности до 1772 года с элементами интерьера XVII – 1-й половины XVIII века
«Рыцарский зал» – тематическая экспозиция по истории Кричевщины с древности до 1772 года с элементами интерьера XVII – 1-й половины XVIII века

В 2012 году в музее была открыта галерея представителей рода Голынских. Образы Яна, Михаила, Терезы, Викентия, Игнатия и Анны воссоздал могилёвский живописец Александр Росинов. Портреты Екатерины II и князя Потёмкина-Таврического написал местный мастер Святослав Лазарев. На открытии галереи побывал представитель рода Голынских российский писатель Александр Краснолуцкий. В своей книге «Злая судьба рода Голынских» он собрал архивные документы, семейные истории о 318 представителях рода.

Портреты представителей рода Голынских на парадной лестнице
Портреты представителей рода Голынских на парадной лестнице

– Голынские имели богатый архив с редкими документами: королевскими манифестами и привилеями с личными подписями монархов, – рассказывает директор музея Владимир Мищенко. – В фондах нашего музея тоже есть уникальные старинные документы, найденные в 1959 году при замене перекрытий. В глиняном горшке было 49 писем, расписок, ведомостей из семейного архива Голынских, датированных 1719–1905 годами.

-17

Конечно же, дворец хранит немало тайн и легенд. Рассказывают, что, когда Ян Голынский ушёл из жизни, его жена Барбара плакала о покойном супруге целый год. А когда не стало её самой, люди начали замечать: по вечерам по анфиладе дворца разгуливает дымчатая дама в белом. Она исчезает так же неожиданно, как и появляется. Никто не сомневался, что это хозяйка возвращается в родную обитель, в которой счастливо прожила много лет в кругу семьи.

Сегодня теней из прошлого, привидений или подозрительных шорохов в резиденции не наблюдается. Но во время реставрации дворца, заверяют местные жители, какие-то необъяснимые моменты были. Например, вдруг сам по себе мог включиться свет или приоткрыться плотно запертая дверь…

Галина ТРОФИМЕНКО, Минск

Фото: Мариам ТАБОГАРИ

© "Союзное государство", №10, 2020

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Материалы по теме

Что делал в Кижах Берия

Воттоваара - загадка Карелии

Валаам: Остров послушания

Каменный пояс Лидского замка