Судьба Михаила Евграфовича Салтыкова (литературный псевдоним Щедрин - слился с его фамилией) и характерна, и необычна. Она типична как судьба русского литератора: в самом начале жизненного пути за опубликование повести, показавшейся напуганному революционными событиями 1848 года в Европе Николаю I опасной, двадцатидвухлетний Салтыков был арестован и отправлен в ссылку в глухую Вятку, и уже в зрелом возрасте, будучи профессиональным литератором, писатель как редактор журнала «Отечественные записки» подвергался систематическим цензурным преследованиям.
Писатель и государственный служащий
А необычна его писательская биография тем, что он сам служил в государственном аппарате России, занимая в нем видные должности. Многочисленные неприятности, вызванные как прогрессивными политическими воззрениями, так и некоторыми чертами его сложного характера, в конце концов заставили Салтыкова расстаться со службой.
В отставку тем не менее он вышел в чине действительного статского советника, соответствовавшем в табели о рангах званию генерал-майора в армии или контр-адмирала во флоте. Взлеты и падения в служебной карьере Салтыкова-Щедрина, прогрессивно настроенного и честного государственного деятеля, во многом определялись непростым путем развития системы российского государственного управления и общества в целом.
Особое место в русской литературе
Салтыков-Щедрин занимает в русской литературе особое место. Конечно, так можно сказать о любом большом писателе - ведь каждый художник создает свой собственный мир, и эти миры, взаимодействуя, создают необычайно яркую, целостную, исполненную поэзии нравственного смысла картину человеческого бытия.
Но Салтыков-Щедрин великий русский сатирик: в его произведениях мы не найдем ничего, что напоминало бы исполненную глубочайшего значения светлую гармонию Пушкина или гармоническую рефлексию Лермонтова, грустную иронию Гоголя, эпический реализм Толстого. Главное в творчестве Салтыкова, его сила — в неприятии и отрицании. «Судьбе угодно было наделить его темпераментом, всего чутче отзывавшемся на темные стороны жизни», - писал П. Д. Боборыкин.
Мученичество Салтыкова-Щедрина
Такое мировосприятие обрекает человека на мученичество. Посмотрите на портреты писателя, особенно поздние — сколько боли в его близоруких светлых глазах! Видимо, боль была главным содержанием бытия Щедрина (последние полтора десятилетия его жизни прошли в мучительных недугах) и нравственная боль, причем он сам, вероятно, не мог бы с точностью определить, где кончается первая и начинается вторая.
Говоря о себе в третьем лице в «сказке-элегии» «Приключение с Крамольниковым», Салтыков писал:
«Крамольников горячо и страстно был предан своей стране и отлично знал как прошедшее, так и настоящее ее. Но это знание повлияло на него совершенно особенным образом: оно было живым источником болей, которые, непрерывно возобновляясь, сделались наконец главным содержанием его жизни, дали направление и окраску всей его деятельности. И он не только не старался утишить эти боли, а, напротив, работал над ними и оживлял их в своем сердце. Живость боли и непрерывное ее ощущение служили источником живых образов, при посредстве которых боль передавалась в сознание других».
Сама русская жизнь вызывала боль: смесь хамства и униженности, бесправия и произвола, высочайшей духовности и безмерной низости, вопиющее несоответствие политических идеалов, которыми жила лучшая часть русской интеллигенции, действительности самодержавного государства, — и у Щедрина не было возможности избежать этой боли, ибо ее источником была родина.
Репутация грубияна и ругателя
Душа Салтыкова была невероятно, болезненно отзывчива на то, что он однажды иронически назвал «характеристическими чертами русской жизни, которые делают ее не вполне удобною». Крайняя нервная раздражительность, в сочетании с обостренным чувством справедливости, делала его порой весьма тяжелым для окружающих человеком, резко сужала круг знакомых и друзей.
В губернских канцеляриях, в редакциях петербургских журналов, дома и в гостях, в заграничных пансионах сварливо звучал рычащий бас сатирика, так не соответствующий его узкоплечей, болезненной фигуре, налево и направо раздавались весьма нелестные характеристики проштрафившимся, независимо от их положения в обществе и должности.
Добрейшей души человек, буквально облагодетельствовавший многих бедных чиновников, отстаивавший интересы притесняемых, поддерживавший начинающих, очень часто полунищих и больных литераторов, Щедрин имел в обществе репутацию грубияна и великого
ругателя. Почти у каждого писателя есть идеал человека, взаимоотношений между людьми, жизни, мироустройства и мировосприятия. В произведениях Щедрина на первый взгляд идеала нет.
Его задача заключалась не в утверждении нового, прекрасного, прогрессивного (хотя в конечном итоге он стремился именно к этой цели), а в том, чтобы подвергнуть сомнению и осмеянию, «облить
грязью» (сам Салтыков использовал куда более эмоциональное выражение) идеалы отошедшие, отжившие, начавшие приносить вред. Салтыков-Щедрин был сатириком, и поэтому его путь созидания вел через разрушение.
Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Заранее спасибо.