Густав Альберт Лорцинг родился в Берлине 23 октября 1801 года в семье торговца кожами. Его родители были настолько увлечены театром, что оставили свой кожевенный магазин и стали странствующими актёрами. Они путешествовали по Германии, основав театральную труппу «Урания» и превратив свою любительскую страсть в профессию. Юный Лорцинг впервые появился на сцене в возрасте 12 лет, развлекая публику комическими стихами во время антракта. Альберт стал любимцем публики, играя роли юного любовника, деревенского мальчика и бонвивана, иногда исполняя также небольшие партии тенора или баритона .
В начале 1824 года он женился на актрисе Розине Регине Алес, от которой впоследствии у него родилось 11 детей. В 1826 году Лорцинг присоединяется к масонам, популярному прибежищу талантливых художников и вступает в масонскую ложу Аахена. Связи с масонским движением композитор поддерживал долгие годы, из-за чего неоднократно имел неприятности от властей и полиции. В это же время Лорцинг с женой выступают в придворном театре Детмольда. Здесь он пишет музыку к драме «Дон Жуан и Фауст» немецкого драматурга-романтика Кристиана Дитриха Граббе.
С ноября 1833 года Лорцинг с супругой выступают на сцене Городского театра Лейпцига, в труппе которого ещё с 1832 года играют его родители. Здесь же в 1837 году была поставлена его первая комическая опера «Царь и плотник», в которой Лорцинг сам исполнял партию Петра Иванова. В 1839 опера была поставлена в Берлине и имела оглушительный успех. В Лейпциге Лорцинг стал членом клуба художников «Tunnel unter der Pleisse», а в 1834 году он стал членом масонской ложи Лейпцига «Balduin zur Linde». Лорцинга очень любили в лейпцигском театре, особенно когда он играл в комедиях Иоганна Нестроя, отражавших новый либеральный дух, распространявшийся в то время в Европе. Однако его склонность к импровизации и отклонениям от сценария привлекла внимание театральной полиции.
В 1844—1845 годы композитор занимает должность капельмейстера лейпцигского Городского театра, однако оставляет эту должность после ссоры с руководством. Благодаря неоднократным протестам общественности его вернули на работу, но вскоре после очередного спора он был снова уволен. В открытом письме, подписанном почти всеми участниками труппы, он высказался против мер, принятых властями города. В период с 1846 по 1848 год Лорцинг работал капельмейстером в Венском театре Ан дер Вин. В 1848 году, во время революционных событий в Австрии, Венгрии, Германии, Франции и Италии, по просьбе участников Движения за свободу он написал текст и музыку для своей политической оперы «Регина», названной в честь его жены. Его последней значительной работой была опера 1849 года под названием «Оруженосцы Роланда», сатира на прусское военное государство, высмеивающая казарменный дух тогдашней Пруссии, в которой повторялась строчка «И это должен быть мировой порядок?» (" Und das soll eine Weltordnung sein? ") В этом же, 1848 году он потерял свое место и был вынужден вернуться к работе гастролирующим актером, чтобы содержать свою большую семью. Он работал в Гере, Люнебурге и других городах. Наконец, в 1850 году он стал капельмейстером в Берлине в недавно открывшемся Немецком театре. Лорцинг также писал музыку для масонских ритуалов.
Скончался он в бедности, обременённый долгами, не дожив до 50 лет. На похоронах гроб Лорцинга был покрыт чёрно-красно-золотым флагом Германской революции 1848 года.
Zar und Zimmermann ( "Царь и Плотник или Два Петра" ) - комическая опера в трех действиях на музыку Альберта Лорцинга. Либретто оперы было написано самим композитором на основе водевиля «Бургомистр Саардама, или Два Петра» (Der Bürgermeister on Saarlem, oder Die zwei Peter) Георга Кристиана Рёмера, написанного в свою очередь по одноимённому французскому водевилю (Le Bourgesmestre de Sardam, ou Les deux Pierres) Мелевилля, Ж. Буари и Ж. Мерле. В основу оперы лёг популярный анекдот: Вольтер в «Истории Петра I» писал о том, как русский царь во время Великого посольства в 1697 году под чужим именем изучал кораблестроение, трудясь как простой плотник в Саардаме (Голландия).
Премьера оперы состоялась 22 декабря 1837 года в Лейпциге, причём сам автор исполнял роль Петра Иванова. Эта опера, впервые представленная на сцене лейпцигского Старого театра, оказалась самым удачным сочинением композитора и впоследствии регулярно входила в репертуар немецких театров. Её ставили во многих городах и странах мира: Копенгаген, Прага, Вена, Стокгольм, Загреб, Амстердам, Будапешт, Нью-Йорк, Брюссель, Лондон и других. В России сочинение о представителе династии Романовых было под цензурным запретом, и лишь после революции 1905 года она была впервые поставлена.
Лирика и юмор, буффонада и гротеск прекрасно сочетаются в этом произведении. Опера блещет выразительными комедийными сценами (экзамен, которому подвергает бургомистр обоих Петров, кантата в честь мнимого царя, мужской секстет, финал II действия и др.). Она очень сценична. Почти каждая из партий дает исполнителям благодарный материал. Музыкально-драматическая манера Лорцинга характеризуется здесь ясностью и изяществом. Жизнерадостная, напевная музыка, близкая народно-бытовому искусству, придаёт опере большую доступность.
Одна из самых популярных арий оперы - Ария Царя - Sonst spielt' ich mit Zepter, mit Krone und Stern
Сцена с танцами
На этот сюжет, помимо данной оперы, были написаны:
«Петр Великий» А. Э. М. Гретри (1790)
Зингшпиль «Царь-плотник, или Достоинство женщины» К. А. Лихтенштейна (1814)
Водевиль «Бургомистр Саардама, или Два Петра» Ж. Буари и Ж. Мерле
Опера Доницетти «Бургомистр Саардама»
«Юность Петра Великого» — опера И. Вайгля