- Корпоративные венчурные фонды - это огромная индустрия. Вмире 25% венчурных денег, которые попадают к стартапам, попадают к ним от корпораций. Более 900 корпораций инвестируют в стартапы.
- Мы инвестируем в стартапы ранних стадий - от посевной стадии до раунда B. Размер инвестиций - от $500 тысяч до $2 миллионов.
- Большинство корпоративных венчурных фондов (CVC) имеют помимо финансовых, ещё и стратегические цели. Мы хотим давать smart money стартапу, а сами хотим получать стратегическую ценность.
- МТС строит цифровую экосистему. Нам интересны FinTech, искусственный интеллект, интернет вещей, eSport, Медиа, облачные сервисы, большие данные, EdTech.
Что такое CVC -сделка?
- Стартап должен быть созревшим для понимания того, что корпоративные деньги приносят ценность.
- Решение стартапа должно быть релевантно стратегии компании.
- Для стартапа мы фактически решаем проблему экзита. Если корпорация взяла на себя риск войти в долю, то от доли в 10% до 100% - полшага. Это фактический M&A в случае подтверждения бизнес-кейса. При этом мы не диктуем стартапу, что делать. Мы работаем со стартапом на венчурных началах, с венчурной логикой.
Стратегическая ценность
Важно определить, что есть стратегическая ценность:
- Самое главное - мы хотим привлекать продукты в нашу цифровую экосистему. Мы хотим тестировать бизнес-модели, смотрим “Uber-подобные” бизнес-модели. Там, где не логично делать R&D своими руками, мы тестируем гипотезы по стратегической привлекательности ниши.
- Вторая стратегическая ценность - протестировать конечный M&A. Мы стремимся понять, может ли стартап быть институализирован.
- В-третьих, мы смотрим те ниши, которые “в лоб” угрожают нашему основному бизнесу. Для нас это hedge investments.
- Когда мы инвестируем в b2b стартапы, мы тем самым растим себе клиента, например, в IoT или в облачных сервисах. Тем самым, мы растим выручку направления.
-Мы хотим зарабатывать на капитализации и верим, что это возможно.
Стартап и деньги корпорации
- Стартап, когда берет деньги у корпорации, всегда спрашивает - что будет в конце. Есть три варианта развития событий.
Первый - компания не взлетела, тогда вопрос экзита неактуален.
Второй вариант, компания взлетает и занимает определенную нишу на российском рынке. МТС это интересно. Происходит внутренний M&A.
Третий вариант - компания взлетает, но по сути своего бизнеса для МТС она не очень релевантна. Например, компания делает какую-то большую платформу IoT, которую можно вывести на мировой рынок. Покупать ее за сотни миллионов долларов неразумно для МТС, поэтому мы будем растить ее на продажу как стандартный венчурный инвестор.
- На Западе большинство стартапов готово брать корпоративные деньги на раунде С, когда они уже до этого доросли. В России - смешанная история. МТС - один из редких активных M&A-стратегов. И эта возможность “экзита внутрь” позволяет нам находить хорошие стартапы.
- Если бы мы не хотели бы растить компанию, мы бы в нее не инвестировали. Если мы инвестируем, то мы не мешаем компании развиваться. Когда мы думаем, что будем мешать, мы просто не входим.
- Мы оцениваем стартапы стандартными венчурными способами.
- Важным водоразделом для нас является уровень наукоемкости. Мы практически не инвестируем в проекты с большой наукоемкостью. В IT продукты быстро воспроизводятся. Все определяется тем, как реализует свою бизнес-модель команда, может ли она бежать быстрее конкурентов.
Коллаборация
Центр по инновациям и инвестициям MTS StartUp Hub недавно объявил о коллаборации с акселератором Газпромнефти. Для нас важна возможность пропилотировать стартап на производственной площадке. Это органичное направление коллаборации.
Полностью выступление Ислама Мидоа, руководителя венчурного фонда МТС на конференции “Инвестиции в индустриальные инновации” смотрите на канале “Перезапуск: другие инновации”