Большая часть населения России придерживается православного вероисповедания, поэтому обряды, связанные с проводами человека в последний путь, в основном опираются на христианскую традицию. В первую очередь, перед погребения принято совершать омовение покойника. Сакральное значение процедуры — очищение души и тела перед встречей с Господом. В прежние времена усопшего мыли приглашённые вдовцы или старые девы, "мёртвую воду", оставшуюся после омовение, выливали подальше от дома в месте, где ничего не растёт. Покойника перед тем, как положить в гроб, облачали в белые одежды — также символ чистоты при истинном рождении в жизнь вечную. После помещения умершего в гроб родные находились у тела в течение ночи, вспоминая жизненный путь, добрые дела усопшего, приглашённый священник читал молитву на исход души. Проблемой было изготовление гроба, так как этим занимались только отдельные ремесленники, которые работали не во всех городах. Сейчас, благодаря появлению фирм, оказывающих ритуальные услуги, любую похоронную атрибутику можно заказать и купить без больших трудностей.
Обряд захоронения
Раньше во время выноса гроба из дома было положено громкими рыданиями выражать скорбь об ушедшем из жизни, нанимались даже специальные плакальщики. В настоящее время обряд больше соответствует православному пониманию смерти как переходу в лучший мир — громко стенать и прочитать не принято.
От дохристианских времен долгое время сохранялся обычай по пути следования похоронной процессии разбрасывать зерно для птиц — жертва небесам. Теперь близкие покойного обычно устилают дорогу к кладбищу живыми цветами, это символическая дань благодарности за хорошие дела, сделанные при жизни. Перед погружением гроба в могилу совершается религиозная (чтение молитв) и гражданская (оглашение некролога) панихиды, призванные хранить вечную память на земле о том, кто воссоединился с Богом.
Обычаи похорон в Москве, Владивостоке, Калуге, Новгороде, в любом городе России, где преобладает православное население, в целом имеют общие черты, прочно связаны с традициями христианства.