Найти тему
Зигзаги истории

Почему школьники не интересуются историей? (личное мнение)

Здравствуйте.

Когда два с небольшим месяца назад я задумал создать канал на Дзене, то, естественно, первым делом возник вопрос: «А что, о чём писать»? Конечно, хотелось быстрой монетизации, хорошего заработка, но прислушавшись к мнению «старожилов» ресурса, пришёл к выводу, что тема истории для наших читателей была и будет актуальной. А если учесть, что с этим предметом меня связывают профессиональные отношения и государство ЧТО-ТО выплачивает, как учителю-предметнику, то выбор напрашивался сам собой.

Работая с текстами, с каналом приходится погружаться в некоторые темы, которые в школьном курсе истории, или слабо отражены, или их нет вообще. А что-то, возможно, сознательно искажается. Я не хочу проводить расследование, да и нет у меня фактов злостного умысла, но посудите сами. См. "Российский Аркаим древнее Трои, но в учебниках о нём - ни слова"...

Следующий момент:

По-моему тема ленд-лиза уже озвучена со всех сторон...
По-моему тема ленд-лиза уже озвучена со всех сторон...

Ну а тема Петра I, о котором я писал не единожды и БУДУ писать, вообще "бездонная". К примеру см. "П@л@ч на троне"

Вообще, я давно обратил внимание на то, что ребятам не интересна история. Точнее, не так… Ребятам неинтересна история, которую преподают в школе, не интересны учебники, а мы –учителя, не можем игнорировать эти книги, тексты, в них написанные, домашние задания нам также приходится давать по учебнику.

Обучающей литературы сейчас МНОГО, даже слишком, но вот возник у меня вопрос: «а почему более 80% учеников, после выполнения домашних работ, не могут объяснить изученное»? И, разумеется, захотелось сравнить ТЕ (советские) учебники и современные «пособия».

-3

Скажу прямо, результат меня не обрадовал. Книгами, изданными в СССР, конечно, сейчас пользоваться практически невозможно из-за ТОЙ идеологической составляющей, классового деления на угнетателей и угнетённых – это сразу вызывает отторжение, так как то, что яростно критиковалось, является основой нашей жизни. Но! Учебники ЧИТАЛИСЬ, они были ИНТЕРЕСНЫ.

-4

Поделюсь собственными воспоминаниями. Мои родители ежегодно в конце июня совершали поездки в книжный магазин и покупали всю необходимую литературу на будущий учебный год, т.е. школьной библиотекой я не пользовался. Книги и пособия (атласы, карты) стоили недорого и на бюджет семьи практически не влияли.

За летние каникулы я на три-четыре раза перечитывал учебники истории, географии, литературы! А на непонятные вопросы искал ответы в библиотеке. Эти учебники были написаны ТАЛАНТЛИВЫМИ специалистами, параграфы – небольшие, но, каким-то образом, поразительно информативные.
-5

Поймите правильно, я не был – «ботаником», мне просто было интересно! И ещё одно наблюдение – мои одноклассники, да и вообще, наше поколение, учились легко – достаточно было просмотреть перед уроком учебник и – хорошая оценка обеспечена. Разумеется, учить стихи, писать сочинения, решать теоремы и другие задачи без усидчивости не получалось, но и эти трудности были не непреодолимыми.

Что происходит сейчас? Учебники написаны сухим академическим языком («История России с древнейших времён…» под редакцией Н. И.Павленко для исторических факультетов пед. ВУЗов читается намного легче), параграфы огромные, вопросов после текста также немало. САМАЯ большая беда – ребята НЕ ПОНИМАЮТ прочитанного! Для них эта книга – справочник, а так как сейчас на любой вопрос ответ можно найти в интернете, и намного быстрее, то вывод напрашивается однозначный.

Давным-давно прошли те времена, когда учитель, дав задание работать с учебником, лишь корректировал учеников, сейчас приходится переводить текст с канцелярского на русский, и лишь затем – что-то спрашивать. Понятно, что некоторые «горячие головы» сейчас начнут обвинять ребят в чрезмерном увлечении комп. играми (есть такая беда), расхлябанностью, отсутствием дисциплины (и с этим соглашусь).

-6
Однако, не единожды отмеченный факт – «человеческое» объяснение темы – ЗАХОДИТ, и на следующем уроке ученики спокойно ориентируются в вопросах и отвечают достойно. Но, поймите правильно, урок – не «резиновый», и «перевести» на понятный язык у меня получается процентов тридцать текста (в исключительных случаях). Всё остальное уходит ВНИКУДА. Выводы делайте сами.

Вообще, я начал эту статью с совершенно другими намерениями, но злободневность темы в очередной раз «захлестнула». Уж простите, не кидайте в автора испорченные продукты))).

-7
Давайте, сейчас я задам «крамольный вопрос». Даже несколько, а вы подумаете, кто-то, возможно, прокомментирует… Итак: 1. Как так получается, что Россия – большое, мощное (потенциально) государство существует без идеологии? Без системы взглядов и идей, мировоззрения, общих для ВСЕГО российского общества? От себя добавлю – ЦЕЛЕЙ? Куда движется страна? Какими путями?
-8

В 2016 году наш президент произнёс следующую фразу: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи кроме патриотизма». Простите, но мне такой ответ кажется не совсем понятным (мягко говоря). Патриотизм – это обычная составляющая нормально образованного человека. Это ЧАСТЬ духовного развития (образование, милосердие, отношение к окружающим, к миру и т.п.).

На протяжении веков Россия жила с понятной для всех и каждого идеологией – православием, которое затем, в XIX веке немного трансформировалось в «Самодержавие, Православие, Народность». В СССР – вера в «светлое будущее», через социализм в коммунизм. Что сейчас?..

А может быть, отсутствие идеологии и позволяет уйти от ответственности? Либералы во властных структурах работают вопреки ожиданиям общества, некоторые «доработались» до уголовных дел и «посадок». Нет государственных целей и задач – делай, что хочешь! Рамок (идеологии), кроме Уголовного кодекса, нет.

Патриотизм – это мощная часть воспитательного процесса, но только – ЧАСТЬ. И пока наше государство и общество не определится «куда же кинуть стопы», нам так и придётся слушать перекличку («сам дурак») либералов с патриотами.

Остальные вопросы я задам в следующих публикациях, и они, думается, не менее странные.

P.S. Спасибо за прочтение и неравнодушие.