Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом, но по каким-то причинам не разговаривающих.
ОНР, или общее недоразвитие речи, - это системное нарушение речи, когда в речи ребенка нарушены почти все стороны речи: лексика, грамматика, слоговая структура, звукопроизношение.… Такую картину дает практически любое речевое нарушение (особенно если не заниматься речью до 5 лет).
То есть, клинически в основе речевого нарушения может быть диагноз: дизартрия, ринолалия, заикание, алалия, нарушение слуха, снижение интеллекта, недостаточность фонематического слуха, а внешне проявляться как общее недоразвитие речи.
Поэтому, когда логопед говорит «ОНР такого-то уровня», это означает, что вашего ребенка примут в логогруппу, где на общих основаниях будут корректировать симптомы (проявления) нарушения речи. В диагнозе после «ОНР» обязательно должно быть указано, чем (каким клиническим диагнозом) обусловлено речевое недоразвитие. Например, «ОНР-1 ур. (моторная алалия)» или «ОНР-2 ур (обусловлено дизартрией)». Это нужно для того, чтобы знать, какие коррекционные методики применять в каждом конкретном случае.
Кратко, о речи таких детей можно сказать следующее:
- Позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
- Речь с грубыми ошибками;
- Ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
- Речь детей с ОНР малопонятна.
Вне специального внимания к их речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, мало общаются со сверстниками, мало обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации.
Далее предлагаю советы по коррекции ОНР у детей:
- Развивать двигательную сферу ребенка.
Во время движения улучшается общее состояние, активизируются внутренние резервы организма.
- Развивать мелкую моторику рук.
Доказано, что речь ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Для развития мелкой моторики рекомендуется: расстегивание и застегивание пуговиц, перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме, плетение из ниток закладок, завязывание узелков, лепка из теста.
- Делать массаж кистей рук ребенку.
- Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием сухого бассейна.
Для создания сухого бассейна можно использовать небольшую глубокую миску. Миску заполнить сухим горохом, погружая руки в бассейн, сжимать и разжимать пальчики. Можно опускать в бассейн мелкие игрушки и просить ребенка, перемешивая крупу доставать их.
- Способствовать развитию логического мышления, зрительного, слухового внимания, посредством детских настольных игр, лото.
Нужно иметь дома разные варианты с лото для детей всех возрастов. Во время этих игр повышается активность ребенка.
- Обследовать ребенка у логопеда, записаться на занятия, помня о том, что общее недоразвитие речи может в дальнейшем сказываться не только на успеваемости ребенка и не только в начальной школе, но и позже. Ребенок может неправильно читать и писать в первых классах и стесняться отвечать у доски.
Если вам было интересно ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Пишите ваше мнение в комментарии.