Зинаида Волконская, Елизавета Гилельс, Анна Есипова и Наталия Сац — настоящие звезды прошлых веков. Имена этих женщин были известны далеко за пределами России, их выступлений и постановок ждали любители музыки по всему миру. «Культура.РФ» рассказывает о творческом пути четырех выдающихся исполнительниц.
Анна Есипова родилась в Санкт-Петербурге в 1851 году в семье чиновника Николая Есипова. Еще в детстве Анна стала проявлять интерес к творчеству, и родители организовали для нее уроки фортепиано в частном пансионе, однако из-за тяжелого финансового положения семьи Есиповой очень скоро пришлось отказаться от занятий. В 13 лет Анна поступила в Петербургскую консерваторию, в подготовительный класс Александра Виллуана. Спустя год девочку перевели в класс известного пианиста Теодора Лешетицкого, и по протекции правления консерватории обучение талантливой пианистки оплачивал некий меценат.
Окончив консерваторию с золотой медалью, Есипова отправилась за границу с концертами. Молодой пианистке такие гастроли были необходимы, чтобы получить нужные знакомства и репутацию, которые в будущем могли обеспечить ей карьерные перспективы на родине. В основу концертного репертуара Есиповой легли произведения Моцарта, Бетховена, Шопена и Мендельсона.
Игра Есиповой была действительно виртуозной: она сочетала экспрессию и четкость звукоизвлечения, рассыпчатость и мягкость звука. Западная публика восторженно принимала русскую пианистку. Сам Ференц Лист пригласил Есипову принять участие в своем юбилейном концерте, а Антон Рубинштейн называл ее «величайшей из современных пианисток». С легендарным композитором Есипова играла в четыре руки. В 1884 году она получила приглашение от Парижской консерватории выступить на большом ежегодном концерте. В то время такое предложение считалось высочайшим знаком уважения: участвовали в этом мероприятии только французские музыканты, и до Есиповой консерватория делала исключение из этого правила только для двух артистов: Антона Рубинштейна и Генрика Венявского.
В 1887 году Рубинштейн предложил Есиповой стать профессором Петербургской консерватории. Пианистка ответила отказом — не хотела уходить от концертной деятельности, но изменила свое решение в 1893 году. Учиться у виртуозной пианистки мечтали все, но она принимала только самых одаренных — и требовала от них многого. Есипова была сторонницей железной дисциплины и никогда не опаздывала, во время занятий мало говорила, но много играла, причем практически всегда по памяти, без нот. Она даже придумала для своих занятий технику «серебряной монеты»: пианистка клала на тыльную сторону ладони упражнявшегося ученика серебряную монету и дарила ее студенту, если монета не падала во время игры. Но главной особенностью ее педагогического стиля был индивидуальный подход к ученикам. Выпускница класса Есиповой, Раиса Лившиц, вспоминала: «Я лично постоянно наблюдала самое бережное отношение к способностям и индивидуальным особенностям взращиваемых Анной Николаевной учеников. Помню, как однажды четыре ученика в ее классе играли Третью балладу Шопена. Все четверо исполняли эту вещь по-разному». В разные годы в классе Есиповой занимались Анастасия Вирсаладзе (бабушка пианистки Элисо Вирсаладзе), Мария Юдина, Александр Боровский, Сергей Прокофьев.
После смерти своего педагога Сергей Прокофьев писал: «Я оказался ее последним учеником-победителем из той колоссальной фаланги лауреатов, которых она готовила на своей фабрике».
Авторы: Екатерина Тарасова, Алевтина Бояринцева