Найти тему

Учитель должен знать всё. Правда?

Оглавление

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня хотелось бы поговорить с вами вот о чём: должен ли учитель знать всё?

Должен ли учитель знать всё?
Должен ли учитель знать всё?

Сегодня утром просматривая фотографии, сделанные на моём дне рождении, я, глядя на обнимающую меня сестрёнку десяти лет, вспомнила её вопрос:
-Тоня, а ты ведь всё знаешь?
Я обомлела, кто внушил ребёнку такую глупость? понятно, что за этим вопросом должен был последовать следующий, и ответа на него я могла попросту не знать, а потому честно ответила:
-Нет, не всё.
-А наша Елена Петровна (имя учительницы изменено) всё знает!
-Всё знать невозможно, Алис, - сказал отец (родной, или, как его ещё называют, биологический, так уж сложилось, что и с первым, и со вторым отцом у меня хорошие отношения).
-Но Тоня знает многое, - добавила Лена, вторая жена отца.
-Хорошо... какая столица у Франции?
-Париж, - выдохнула я, порадовавшись простому вопросу.

И вспоминая эту историю и убеждённость сестрёнки, что если старшая сестра всего не знает, то учительница уж точно знает всё, я задумалась: а ведь именно из-за такого ощущения всезнания педагога, а в старших классах ещё и из-за желания поддеть учителя, задаются вопросы, на которые он не всегда знает ответ.

Я не хочу сейчас писать об учителях, которые каждый вопрос "не по теме" воспринимают как личное оскорбление и начинают кричать, что кто-то слишком умный и мешает вести урок (да, такие учителя тоже были в моей жизни, но, к счастью, их было меньшинство). А напишу про те случаи, когда учитель пытается найти ответ на сложный вопрос ученика.

Итак, педагог получил непростой вопрос по теме, которая должна быть ему близка (но все мы знаем, что знать всё - невозможно, даже по своей дисциплине). Что делать? Мне вспомнились две противоположные реакции моих учителей, обе из которых, как я считаю, можно назвать правильной.

-2

Реакция № 1. Отложенный ответ

Е.А. - наша классная руководительница, сильный и талантливый учитель английского языка. Она была требовательным учителем, строгим, но её строгость окупилась с лихвой на экзаменах, а потом и при распределении по группам в высших учебных заведениях, когда все мы попали или в сильную, или в среднюю группу.

На любой вопрос по теме английского языка наша классная руководительница ответила бы без проблем. Но английский не ограничивается только языком: это и традиции, это и география, это, конечно же, и культура. Нас интересовали и английские фильмы, и книги, с которыми она могла быть незнакома, и вот в такие моменты она легко могла попасть впросак. И что же она делала? Человек достаточно эмоциональный, она мило улыбалась и напоминала, что тема сложная, что надо сосредоточиться на ней и предлагала поговорить об этом на следующем занятии, когда будет отработка.

Не знаю почему, но никому и никогда не казалось подозрительным то, что она не отвечала на наши вопросы сразу. Может, потому что она была за любой кипишь? Принимала участие в наших посиделках после уроков с пиццей, играла с нами в игры, да и в уровне её знаний никто не сомневался - её нередко приглашали на мероприятия с иностранцами в качестве переводчика. К тому же на следующий урок, который иногда шёл сразу за тем, на котором был задан вопрос, она блестяще рассказывала нам о произведении, высказывая своё мнение с той уверенностью, какую выказывает только тот, кто точно читал книгу.

Потом уже она говорила нам, что всего знать невозможно, но кто мог ей поверить?.. Тайна этого учителя открылась мне случайно. Я училась тогда на пятом курсе и буквально недавно перечитала Кафку. Почему в тот день я решила зайти к классной руководительнице, я не знаю. Но мы сидели в кабинете, я уплетала выданный мне мандарин и рассказывала о жизни.

И вот в момент, когда я произнесла волшебную фамилию Кафка, Е.А. на мгновение замерла, а потом попросила:
-Расскажи подробнее, пожалуйста!
Такого интереса к разговорам о моей учёбе и книгах я раньше не замечала за классной руководительницей, а потому с любопытством посмотрела на неё.
-Понимаешь, ко мне сегодня на перемене после последнего урока подошёл ученик и радостно сообщил, что читал произведения этого писателя... а я их не читала. Ну, невозможно знать всё, читать всё... я сослалась на то, что мне надо на педсовет... думала прочитаю краткое содержание, но раз ты пришла...

И я радостно рассказала ей про "Процесс", про "Превращение", про "Замок"... и только тогда я поняла, как нашей учительнице удавалось "знать всё". Из этой истории я вынесла следующее: никогда не сдавайся, даже если загнан в тупик.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Реакция № 2. Давайте разберёмся вместе

Я уже не раз писала на своём канале об И.В.

Истории о ней можно прочитать здесь, здесь и здесь.

Пожалуй, главное что отличало её от других учителей - прямота и честность. Никогда не казалось во всяком случае авторше, что она может обмануть, схитрить, попытаться казаться умнее, чем есть на самом деле.

Когда задавался неловкий вопрос или вопрос, на который сходу она не могла дать ответа, она не злилась, не переводила тему, а честно отвечала:
-Я не думала над этим вопросом и чёткого ответа у меня нет... давайте посмотрим вместе.
После этого она шла к книжному шкафу, стоящему в кабинете, или в школьную библиотеку и возвращалась с книгой, в которой мог найтись ответ на поставленный вопрос.

Она читала, открывала новые миры вместе с нами, потом что-то вспоминала сама и уже отложив книгу завязывала интересную беседу, к которой скоро подключались и мы, уже забывшие о том, что ответа на вопрос изначально не было, что он появился в результате прочтения дополнительного источника.

Так на своём примере она давала нам понять: не страшно чего-то не знать и признать это, страшно - не хотеть узнавать что-то новое.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Почему я считаю подобные реакции правильными? Потому что знать всего невозможно, но чтобы не заглушить интерес к учёбе, необходимо отвечать на все "Как?", "Почему?", "Зачем?", может не сразу, а может, вместе с ребятами, но отвечать, а не прятаться за маской строгого учителя, которому мешают вести урок.

-5

А какая из реакций вам нравится больше? Как бы вы поступили на месте учителей? Пишите в комментариях! А также ставьте класс и подписывайтесь на мой канал!