В 2010 году Тухон Рэй Диональдо завершил очередной этап модификации своей системы Filipino Combat Systems Kali (FCS Kali). Обновленная программа обучения FCS Kali была представлена участникам международного тренировочного лагеря «FCS Gathering & Camp-2010», проходившего во Флориде (США). В продемонстрированных Тухоном Рэем техниках отчетливо прослеживалось влияние силата. Особенно сильно это влияние проявилось в разделе безоружного боя (мано-мано), техники которого были обогащены оригинальными подсечками, бросками, удушениями, переломами шеи и конечностей, а также контролями на земле. С этого момента в среде инструкторов FCS Kali получил распространение термин «FCS Silat», обозначавший группу техник без использования оружия, а также с применением традиционных подручных средств (например, саронга), которые были переосмыслены Рэем Диональдо через призму собственного опыта в практике филиппинских и индонезийских боевых систем. Отдельным техникам FCS Silat Рэй Диональдо обучал и в настоящее время продолжает обучать на своих многочисленных семинарах, мастер-классах и тренировочных лагерях.
На формирование FCS Silat как структурированной подсистемы в составе программы FCS Russia определяющее значение оказали методологические изыскания и практические наработки Гуро Александра Писаркина.
Приняв за основу центральный принцип FCS Kali – принцип открытости влиянию иных систем, имеющих схожие принципы движения, Александр Писаркин интегрировал в FCS Silat свой собственный опыт, полученный в ходе практики различных направлений боевых искусств под непосредственным наставничеством ведущих мастеров. В итоге, не утратив своего самобытного ядра, сформированного Рэем Диональдо, базовая программа FCS Silat была дополнена техниками, берущими начало в таких системах как:
· Думог Пангамут (Dumpag) Пекити Тирсиа Кали. Оригинальный стиль рукопашного боя с острова Нэгрос (Филиппины), на формирование которого индонезийские и малайские направления силата оказали огромное влияние, отличается изощренными техниками захватов, удушений, переломов конечностей и развитой системой борьбы в партере. Данной системе FCS Silat обязан обширным разделом контролей, замков и удержаний противника в нижнем положении. Также из Думпаг в программу FCS Silat были привнесены некоторые техники травмирующих входов, выполняемых в момент атаки противника.
· Силат Суффиан Бела Дири (Silat Suffian Bela Diri) – система, созданная мастером брунейского силата Молом Морни, известна своими мощными движениями, сокрушительными ударами, подсечками и бросками. Практикуя данный стиль под руководством его основателя, Александр Писаркин интегрировал в FCS Silat систему перемещений и положений ног и корпуса относительно противника, позволяющую контролировать его действия, пресекая развитие атаки. Кроме того, едва ли можно переоценить значение техник Силат Суффиан Бела Дири для такого раздела FCS Silat, как подсечки и сваливания.
· V-метод грандмастера Виктора Ивановича Ларина. Являясь учеником Виктора Ивановича, проведя с ним вместе большой отрезок жизни в путешествиях, организации многочисленных семинаров и тренировочных лагерей, Александр Писаркин по достоинству оценил тренировочный метод грандмастера, объединяющий систему упражнений, направленных на развитие правильных и своевременных реакций на атаку противника. V-метод позволяет практиковать входы и развития атакующих и контратакующих действий в динамике, близкой к обусловленному спаррингу, чего лишено большинство систем традиционного силата. Такой подход вносит в практику динамику и элемент стресса, развивая в практикующем рефлексы и качества, необходимые для спонтанного применения техник. Кроме того, данный метод является своеобразным маркером, который выявляет, какие из изученных техник стали для практикующего «своими», а какие нуждаются в дальнейшей отработке.
Характеризуя FCS Silat, необходимо отметить, что это модернизированное направление филиппинского силата, приспособленное под реалии настоящего времени и учитывающее уровень развития современных спортивных и прикладных единоборств. Истоки большинства направлений традиционного силата уходят в глубокую древность, когда были актуальны совершенно иные военные технологии и ситуация противостояния бойцов, не вооруженных холодным оружием, являлась скорее исключением, чем правилом. Климатические реалии региона, в котором разрабатывался тот или иной стиль, отсутствие у его создателей опыта взаимодействия с представителями западных направлений единоборств, повсеместно низкий (в сравнении с современным) уровень ударной техники и борьбы явились факторами, в силу которых мы можем наблюдать классические стили силата в том виде, в котором они преподаются сегодня. Низкие стойки, ориентация на одиночные атакующие действия, отсутствие мобильной работы ног – все эти рудименты прошлого не позволяют сейчас традиционному силату составлять полноценную конкуренцию таким дисциплинам, как бокс, муай-тай и др. Усугубляет ситуацию правила спортивных поединков (тандин/тандинг), принятые в большинстве федераций пенчак силата, запрещающие удары руками в голову.
FCS Silat в своей технике и методологии стремиться преодолеть данные противоречия, отказываясь от традиционных вычурных стоек, не применимых в условиях современного маневренного боя, от некоторых видов перемещений, обусловленных климатическими условиями родины силата – Малайского архипелага и Индонезии. Техника и тактика FCS Silat строится на противодействии современному бойцу, искушенному в ударной технике и борьбе. Поэтому практикующему не рекомендуется рассчитывать на проведение приема от одиночных атак противника, а следует быть готовым к серийной работе и даже вероятному размену ударами. Техники FCS Silat отрабатываются в составе связок, в которых партнеры совершают ряд последовательных технических действий (удары руками, ногами, перемещения, уклоны и др.) в потоке которых исполняющий должен поймать момент для входа в атаку или защиту своего партнера и реализовать прием.
Наиболее самобытной техникой в FCS Silat, своего рода визитной карточкой данного направления является «Лассо». Данная техника заключается в применении сомкнутых рук для захвата тех или иных частей тела противника (как правило, это шея, хотя часто применяется и для контроля и травмирования конечностей). Происхождение данной техники восходит к «фирменному» приему Рэя Диональдо, в базовом варианте проводимому с использованием палки, когда шея противника заключается в треугольник, образуемый палкой и предплечьями рук исполнителя, удерживающих палку с двух сторон. В дальнейшем, по мере овладения данным принципом, Лассо может быть исполнено с применением ножа, керамбита, саронга и, разумеется, в безоружном варианте.
Характерной особенностью многих направлений силата всегда являлась развитая система боя на нижнем уровне. В этом отношении в FCS Silat собраны и систематически упорядочены лучшие техники и методики наработки навыков, необходимых для успешного ведения боя в партере. Контроль на земле достигается правильным положением корпуса и конечностей исполнителя по отношению к противнику. Порой это выражается в настолько причудливых и невероятных узлах, что на взгляд неискушенного наблюдателя занять такую позицию естественным путем невозможно. А, между тем, такие «фигуры» являются результатом четкого и последовательного алгоритма действий, подобного тому, как огромный питон методично опутывает своим гибким и сильным телом жертву, не давая ей ни малейшего шанса на спасение. Оказавшийся в таком капкане противник может получить сразу несколько серьезных травм лишь от одного движения исполнителя.
В настоящее время Гуро Александр Писаркин обучает FCS Silat инструкторов и любителей боевых искусств по всему миру в рамках семинаров и тренировочных лагерей, проводимых организацией FCS Russia.