Вообще мне хотелось обозвать статью как-нибудь пошире, вроде "Религия в вымышленных мирах: культы и верования "качественные" и "некачественные". Замысловатая формулировка, согласитесь?
Впервые серьёзное желание расписать свои размышления по этой тематике мне захотелось в 2018 году после E3, когда нам вновь показали трейлер Metro Exodus. Начинается он с демонстрации культа Царя Рыбы. И что мы видим с начала трейлера? Напыщенную злобную речь главы культа, опять ряса, снова обращение с кафедры, опять псевдорелигия во внешних проявлениях.
"Как я устал", - подумал я тогда. Ряса с капюшoном, алтарь со свечками, максимум ещё книжечка с эмблемой культа на обложке. Вы видели это миллионы раз и в Skyrim, и в Fallout, и в Dead Space, и в Far Cry, и в Resident Evil... Да много где и можно ещё и ещё перечислять. Но ответьте мне, а было ли так чтобы у вас появилось чувство эмпатии к члену культа в видеоигре? Я не говорю было ли такое чтобы вы уверовали в бога из игры, это черечур (хотя не вижу ничего невозможного для хорошего сценариста), но случалось ли так чтобы ваш персонаж побеседовал с поклонником фрукта Панга, и вы поймали себя на мысли "Черт, а ведь в убеждениях этих ребят действительно есть зерно правды, и их действительно несправедливо преследуют за их убеждения"? Вряд ли, скоре всего внешний вид адептов вам подарил ухмылку, и вы дальше пошли стрелять бандитов за наградные плюшки. И это максимум эмоций. Хотя хороший культ бы мог подарить куда больше впечателний и от условной игры, и от вселенной в целом!
В чём же проблема? Проблема в том, что для огромная доля сценаристов воспринимает религию крайне поверхностно, а именно во внешних её проявлениях, но не более.
Для примера я хотел бы сравнить Metro Exodus и Fallout New Vegas, как примеры некачественных и качественных культов. Самый яркий культ Метро - это культ Царя Рыбы. Была ещё вера среди рабов на локации Каспий, но она была настолько пустой, невзрачной, лишённой содержания и неубедительной что про неё даже сказать нечего. Когда я увидел трейлер, я был крайне расстроен, потому что сразу понял что культ у сценаристов получится слабый. Я даже хотел писать письмо разработчикам с предложением провести им пару лекций в любом формате, но до этого не дошло, так как вашего диванного специалиста пригласили на срочную службу в армию РФ без шанса отказаться. Во время игры я понял, что какое-то наполнение у культа всё же есть, и это даже не просто большая хищная рыба, но об этом позже.
Ребята, никогда homo sapiens не будет поклонятся большой хищной рыбе или другому животному, даже внушительному! Вы мне скажете, "ну, погоди, вот в Индии - корова священное животное". А я вам отвечу, что у индуизма в целом за спиной огромный бекграунд возврастом в тысячи лет, и такая сложная система табу и священного не появляется с появлением одного единственного харизматического проповедника, и ни одно и тоже почитать огромную рыбу как тотемного зверя или защитника родного племени и поклоняться ей так, как поклоняются в Метро! И нет, не говорите мне, что в культ Царя Рыбы - это примитивные люди: исходя из записей игры среди них был даже дипломированный электрик со светским образованием!
К слову об этом дальше об электрике. Во вселенной Метро местные аборигены столкнулись с проблемой ужасных шаровых молний. Решение нашлось у жреца культа Царя Рыбы, который научил местных ставить громоотводы, но не с помощью научных методов, а с помощью молитвы и проведения обряда. Именно на это и среагировал их электрик, мол, так громоотводы не сооружают. И тем не менее их обряды сработали. Так произошла индокторинация местных через столкновение с мистикой. И всё же одной мистики мало для того чтобы изобразить полноценную веру. Примеры из реальной жизни нам кстати подсказывают что многие люди обращаются в веру и даже обращают в веру без мистики.
А что у нас в Fallout New Vegas? А вы загляните в дополнение Honest Hearts. Тот же постапокалипсис, та же ядерная война, но подход совершенно оригинальный на мой взгляд. В дополнении к оригинальной игре мы встречаем местных индейцев, обитающих в бывшем национальном парке Зайон. Среди них бытует вера в Отца-из-Пещеры, и у этого поклонения очень интересная предыстория, которая подаётся ненапрямую обрывками, разбросанными по всему Зайону. Дело в том, что за много лет до событий игры, жил в национальном парке смотритель, который и пережил ядерный апокалипсис за счёт того, что находился загородом, куда не били ядерные ракеты. Спрятавшись в пещере глубоко под землёй он пережил ядерную зиму и пик радиоактивного фона, а сильно позже он встретил в Зайоне группу детей, которые чудом пережили войну. Он обучил навыкам выживания и первой помощи, привил им ценности гуманизма. Этот персонаж пережил гибель возлюбленной во время родов, партизанскую войну с банд-формированиями на территории национального парка, и окончил жизнь, став священным хранителем для аборигенов. После многих событий рейнджер почувствовал приближение смерти, попращался с детьми и ушёл от них умирать в одиночестве. Так во вселенной Fallout появилось племя "Скорбящих" и их вера в Отца-из-пещеры. Согласитесь так гораздо интереснее, чем "Вот большая рыба, молитесь большой злой рыбе". И при этом в Fallout остались христиане! Ну как христиане, проповедь в этом культе ведут два мормона. А в Metro куда-то подевалось христианство, хотя поклонники царя рыбы БУКВАЛЬНО живут в церкви в окружении икон, и ни у кого из них не возникает вопросов, хотя они даже пользуются в речи православной терминологией. И это в отличие от Fallout в которой со дня Армагеддона прошло больше 200 лет?
Продолжать список подобными сравнениями можно бесконечно, а продолжить рассуждения я хотел бы обратившись к религиоведению. Для того чтобы начать отличать плохие и классные реалистичные культы в играх нужно определиться с тем, что такое вообще религия. У слова "религия" очень много определений, и какого-то одного чёткого определения в науке нет, их обычно приводят сразу несколько, раскрывая понятие с разных сторон. Вот определение, которое я нашёл в словаре В.Даля.
РЕЛИГИЯ ж. лат. вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убежденья.
Здесь мы видим, что слова "Религия" и "Вера" используются как синонимы. Здесь же определение веры из того же словаря:
ВЕРА ж. уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство. Уверенность, твердая надежда, упование, ожидание;
Нужно понимать, что все термины Даля даны в рамках христианской религии, человеком, живыщим в христианской среде. Это, конечно же, не значит что термины даны неправильно. Вот для сравнения более светский термин из словаря Ожегова С.И.
РЕЛИГИЯ, -и, ж. 1. Одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы исущества (богов, духов), к-рые являются предметом поклонения. 2. Одно изнаправлений такого общественного сознания. Мировые религии (буддизм, ислам,христианство). 3. перен. Сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная преданность какои-н. идее, принципу, нравственному закону, ценности. Преклонение перед разумом - его р. Любовь к ближнему - р. гуманиста.
Традиционное религиоведение выделяет три необходимых элемента, которые составляют структуру религии как социального феномена с необходимостью отражающие структуру данного явления. Это вероучение - содержание веры адептов, культовая деятельность - обряды, направленные на реализацию связи со сверхъестественным, а так же наличие иерархической лестницы, устанавливающую систему взаимоотношений внутри самой религиозной организации, и направленную на распространение вероучения. Таким образом в огромном количестве вселенных мы наблюдаем наличие двух, но никак не трёх составляющих религии, чаще всего культы в играх лишены напрочь вероучения.
Почему так происходит? Потому что культовая деятельность и иерархическая лестница, это внешние признаки, которые очень просто изобразить визуально (молящийся на коленях возле алтаря, ряса серая, и рядом ряса белоснежная с золотым кантом и т.д.). А вот чтобы передать вероучение, нужно расписать тонну текста. Надо как минимум расписать религиозную космологию каждого конкретного культа: что из себя представляет вселенная, какое место человека в этой вселенной, какое место относительно человека занимают объекты нематериальные, потусторонние, какова цель существования человека в его материальной оболочке, что есть максимум всего, идеал, достойный стремления, и какой практикой его можно достичь, а так же ответить полноценно и понятно на подобные основополагающие вопросы. И ответить на эти вопросы надо так, чтобы и игроку понравились ответы на вопросы.
Например наиболее удачная вселенная в этом плане на мой взгляд это Warhammer 40.000. Взять веру в Бога Машины Омниссию. Есть человек, в мир он приходит в слабой телесной оболочке, а технические аугментации делают тело сколько угодно сильным, помогают стать чуть ли не бессмертным (да нет, бессмертным). Но злоупотребление технологией несколько раз уже привело человечество к разным бедствия (Восстание Машин, Тёмная Эра и прочее), поэтому быть с ними нужно крайне осторожными. На всех этих тезисах авторы расписали огромную систему ценностей, табу, запретов, разные обряды, молитвы, и понятные в рамках культа религиозные подвиги с целью приблизится к идеалу становления подобным Омниссии.
На этом я закончу свои рассуждения, и оставлю эту статью вводной в тему. Буду крайне рад, если вы присоединитеся к обсуждению в комментариях, выскажете своё мнение. Спасибо!