Найти тему
Олег Недосугов

Религии в видеоиграх: правильные и неправильные

Вообще мне хотелось обозвать статью как-нибудь пошире, вроде "Религия в вымышленных мирах: культы и верования "качественные" и "некачественные". Замысловатая формулировка, согласитесь?
Впервые серьёзное желание расписать свои размышления по этой тематике мне захотелось в 2018 году после E3, когда нам вновь показали трейлер Metro Exodus. Начинается он с демонстрации культа Царя Рыбы. И что мы видим с начала трейлера? Напыщенную злобную речь главы культа, опять ряса, снова обращение с кафедры, опять псевдорелигия во внешних проявлениях.

"Как я устал", - подумал я тогда. Ряса с капюшoном, алтарь со свечками, максимум ещё книжечка с эмблемой культа на обложке. Вы видели это миллионы раз и в Skyrim, и в Fallout, и в Dead Space, и в Far Cry, и в Resident Evil... Да много где и можно ещё и ещё перечислять. Но ответьте мне, а было ли так чтобы у вас появилось чувство эмпатии к члену культа в видеоигре? Я не говорю было ли такое чтобы вы уверовали в бога из игры, это черечур (хотя не вижу ничего невозможного для хорошего сценариста), но случалось ли так чтобы ваш персонаж побеседовал с поклонником фрукта Панга, и вы поймали себя на мысли "Черт, а ведь в убеждениях этих ребят действительно есть зерно правды, и их действительно несправедливо преследуют за их убеждения"? Вряд ли, скоре всего внешний вид адептов вам подарил ухмылку, и вы дальше пошли стрелять бандитов за наградные плюшки. И это максимум эмоций. Хотя хороший культ бы мог подарить куда больше впечателний и от условной игры, и от вселенной в целом!

В чём же проблема? Проблема в том, что для огромная доля сценаристов воспринимает религию крайне поверхностно, а именно во внешних её проявлениях, но не более.

Вера в Отца-из-Пещеры племени Скорбящих из Fallout идёт куда дальше внешних проявлений, вроде чудесных наскальных рисунков. В ней есть вероучение со своим представлением о равновесии сил в природе
Вера в Отца-из-Пещеры племени Скорбящих из Fallout идёт куда дальше внешних проявлений, вроде чудесных наскальных рисунков. В ней есть вероучение со своим представлением о равновесии сил в природе

Для примера я хотел бы сравнить Metro Exodus и Fallout New Vegas, как примеры некачественных и качественных культов. Самый яркий культ Метро - это культ Царя Рыбы. Была ещё вера среди рабов на локации Каспий, но она была настолько пустой, невзрачной, лишённой содержания и неубедительной что про неё даже сказать нечего. Когда я увидел трейлер, я был крайне расстроен, потому что сразу понял что культ у сценаристов получится слабый. Я даже хотел писать письмо разработчикам с предложением провести им пару лекций в любом формате, но до этого не дошло, так как вашего диванного специалиста пригласили на срочную службу в армию РФ без шанса отказаться. Во время игры я понял, что какое-то наполнение у культа всё же есть, и это даже не просто большая хищная рыба, но об этом позже.

-3

Ребята, никогда homo sapiens не будет поклонятся большой хищной рыбе или другому животному, даже внушительному! Вы мне скажете, "ну, погоди, вот в Индии - корова священное животное". А я вам отвечу, что у индуизма в целом за спиной огромный бекграунд возврастом в тысячи лет, и такая сложная система табу и священного не появляется с появлением одного единственного харизматического проповедника, и ни одно и тоже почитать огромную рыбу как тотемного зверя или защитника родного племени и поклоняться ей так, как поклоняются в Метро! И нет, не говорите мне, что в культ Царя Рыбы - это примитивные люди: исходя из записей игры среди них был даже дипломированный электрик со светским образованием!

Посочувствовать местным можно только потому, что вооруженные люди сажают их безоружных в клетки. Но никак уж не их неудачам в духовных изысканиях.
Посочувствовать местным можно только потому, что вооруженные люди сажают их безоружных в клетки. Но никак уж не их неудачам в духовных изысканиях.

К слову об этом дальше об электрике. Во вселенной Метро местные аборигены столкнулись с проблемой ужасных шаровых молний. Решение нашлось у жреца культа Царя Рыбы, который научил местных ставить громоотводы, но не с помощью научных методов, а с помощью молитвы и проведения обряда. Именно на это и среагировал их электрик, мол, так громоотводы не сооружают. И тем не менее их обряды сработали. Так произошла индокторинация местных через столкновение с мистикой. И всё же одной мистики мало для того чтобы изобразить полноценную веру. Примеры из реальной жизни нам кстати подсказывают что многие люди обращаются в веру и даже обращают в веру без мистики.

А что у нас в Fallout New Vegas? А вы загляните в дополнение Honest Hearts. Тот же постапокалипсис, та же ядерная война, но подход совершенно оригинальный на мой взгляд. В дополнении к оригинальной игре мы встречаем местных индейцев, обитающих в бывшем национальном парке Зайон. Среди них бытует вера в Отца-из-Пещеры, и у этого поклонения очень интересная предыстория, которая подаётся ненапрямую обрывками, разбросанными по всему Зайону. Дело в том, что за много лет до событий игры, жил в национальном парке смотритель, который и пережил ядерный апокалипсис за счёт того, что находился загородом, куда не били ядерные ракеты. Спрятавшись в пещере глубоко под землёй он пережил ядерную зиму и пик радиоактивного фона, а сильно позже он встретил в Зайоне группу детей, которые чудом пережили войну. Он обучил навыкам выживания и первой помощи, привил им ценности гуманизма. Этот персонаж пережил гибель возлюбленной во время родов, партизанскую войну с банд-формированиями на территории национального парка, и окончил жизнь, став священным хранителем для аборигенов. После многих событий рейнджер почувствовал приближение смерти, попращался с детьми и ушёл от них умирать в одиночестве. Так во вселенной Fallout появилось племя "Скорбящих" и их вера в Отца-из-пещеры. Согласитесь так гораздо интереснее, чем "Вот большая рыба, молитесь большой злой рыбе". И при этом в Fallout остались христиане! Ну как христиане, проповедь в этом культе ведут два мормона. А в Metro куда-то подевалось христианство, хотя поклонники царя рыбы БУКВАЛЬНО живут в церкви в окружении икон, и ни у кого из них не возникает вопросов, хотя они даже пользуются в речи православной терминологией. И это в отличие от Fallout в которой со дня Армагеддона прошло больше 200 лет?

Продолжать список подобными сравнениями можно бесконечно, а продолжить рассуждения я хотел бы обратившись к религиоведению. Для того чтобы начать отличать плохие и классные реалистичные культы в играх нужно определиться с тем, что такое вообще религия. У слова "религия" очень много определений, и какого-то одного чёткого определения в науке нет, их обычно приводят сразу несколько, раскрывая понятие с разных сторон. Вот определение, которое я нашёл в словаре В.Даля.

РЕЛИГИЯ ж. лат. вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убежденья.

Здесь мы видим, что слова "Религия" и "Вера" используются как синонимы. Здесь же определение веры из того же словаря:

ВЕРА ж. уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство. Уверенность, твердая надежда, упование, ожидание;

Нужно понимать, что все термины Даля даны в рамках христианской религии, человеком, живыщим в христианской среде. Это, конечно же, не значит что термины даны неправильно. Вот для сравнения более светский термин из словаря Ожегова С.И.

РЕЛИГИЯ, -и, ж. 1. Одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы исущества (богов, духов), к-рые являются предметом поклонения. 2. Одно изнаправлений такого общественного сознания. Мировые религии (буддизм, ислам,христианство). 3. перен. Сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная преданность какои-н. идее, принципу, нравственному закону, ценности. Преклонение перед разумом - его р. Любовь к ближнему - р. гуманиста.

Чтобы понять что перед нами вера достаточно узнаваемых образов, но гораздо интереснее понять мотивацию отдельного верующего. И это не +5 к интеллекту и +10 к силе
Чтобы понять что перед нами вера достаточно узнаваемых образов, но гораздо интереснее понять мотивацию отдельного верующего. И это не +5 к интеллекту и +10 к силе

Традиционное религиоведение выделяет три необходимых элемента, которые составляют структуру религии как социального феномена с необходимостью отражающие структуру данного явления. Это вероучение - содержание веры адептов, культовая деятельность - обряды, направленные на реализацию связи со сверхъестественным, а так же наличие иерархической лестницы, устанавливающую систему взаимоотношений внутри самой религиозной организации, и направленную на распространение вероучения. Таким образом в огромном количестве вселенных мы наблюдаем наличие двух, но никак не трёх составляющих религии, чаще всего культы в играх лишены напрочь вероучения.

Почему так происходит? Потому что культовая деятельность и иерархическая лестница, это внешние признаки, которые очень просто изобразить визуально (молящийся на коленях возле алтаря, ряса серая, и рядом ряса белоснежная с золотым кантом и т.д.). А вот чтобы передать вероучение, нужно расписать тонну текста. Надо как минимум расписать религиозную космологию каждого конкретного культа: что из себя представляет вселенная, какое место человека в этой вселенной, какое место относительно человека занимают объекты нематериальные, потусторонние, какова цель существования человека в его материальной оболочке, что есть максимум всего, идеал, достойный стремления, и какой практикой его можно достичь, а так же ответить полноценно и понятно на подобные основополагающие вопросы. И ответить на эти вопросы надо так, чтобы и игроку понравились ответы на вопросы.

-6

Например наиболее удачная вселенная в этом плане на мой взгляд это Warhammer 40.000. Взять веру в Бога Машины Омниссию. Есть человек, в мир он приходит в слабой телесной оболочке, а технические аугментации делают тело сколько угодно сильным, помогают стать чуть ли не бессмертным (да нет, бессмертным). Но злоупотребление технологией несколько раз уже привело человечество к разным бедствия (Восстание Машин, Тёмная Эра и прочее), поэтому быть с ними нужно крайне осторожными. На всех этих тезисах авторы расписали огромную систему ценностей, табу, запретов, разные обряды, молитвы, и понятные в рамках культа религиозные подвиги с целью приблизится к идеалу становления подобным Омниссии.

И это только одна из многих религий одной едиственной вселенной! По сути Warhammer 40000 - это про столкновение религиозных убеждений
И это только одна из многих религий одной едиственной вселенной! По сути Warhammer 40000 - это про столкновение религиозных убеждений

На этом я закончу свои рассуждения, и оставлю эту статью вводной в тему. Буду крайне рад, если вы присоединитеся к обсуждению в комментариях, выскажете своё мнение. Спасибо!