Найти в Дзене
Андрей Тельминов

Скандал вокруг аналитики политической рекламы в Facebook.

Оглавление

На фоне предвыборной президентской гонки в США разрастается новый скандал с аналитикой политической рекламы в Facebook. А именно: Facebook пытался блокировать сервис Ad Observatory, в рамках которого New York University проводит исследование политической рекламы во время текущих президентских выборов.

Прозрачность рекламы.

Если вы делали анализ конкурентов, то наверняка знаете, что креативы рекламы, запущенной в Facebook и Instagram легко посмотреть на странице Facebook Ads Library.

Скриншот Facebook Ads Library
Скриншот Facebook Ads Library

Как видно на картинке выше реклама, связанная с выборами попадает в особую категорию. Есть и другой вариант отслеживания подобной рекламы.

Скриншот Facebook Ads Library
Скриншот Facebook Ads Library

В результатах поиска можно увидеть конкретные объявления с креативами, потраченным бюджетом и примерным охватом.

Пример объявления движения Black Lives Matter в Facebook.
Пример объявления движения Black Lives Matter в Facebook.

Более того, можно посмотреть на пол, возраст и место нахождения охваченной аудитории.

Данные по объявлению Black Lives Matter.
Данные по объявлению Black Lives Matter.

Именно на основе таких данных и проводится исследование New York University в рамках проекта Ad Observatory.

Результаты исследования New York University.

Результаты исследования уже сами по себе интересны. Можно, например посмотреть как используется бюджет каждой из сторон предвыборной гонки с 1 июня 2020 года.

Динамика потраченного бюджета на президентской гонке в США с 1 июня 2020 года.
Динамика потраченного бюджета на президентской гонке в США с 1 июня 2020 года.

Можно посмотреть и сравнение бюджетов за весь период.

Бюджеты потраченные в президентской гонке в США с 1 июня 2020 года.
Бюджеты потраченные в президентской гонке в США с 1 июня 2020 года.

Видно, что Трампом потрачено уже в Facebook на 24% больше. Впрочем не удивительно, именно такая тактика в прошлый раз ему и принесла победу.

В проекте тоже можно посмотреть статистику по конкретным объявлениям. Но здесь она дополнена статистикой 6000 волонтеров, которые отслеживают выходы рекламы с помощью специального приложения.

Скриншот Ad Observatory.
Скриншот Ad Observatory.

В результате можно посмотреть на таргетинг более детально .

Скриншот Ad Observatory.
Скриншот Ad Observatory.

Именно из-за дополнительной детализации и возник конфликт.

Скандал с исследованием Ad Observatory.

Facebook в своих данных не открывает сегменты на которые таргетируется та или иная реклама, хотя легко может это делать. В исследовании New York University эти данные можно посмотреть.

Скриншот Ad Observatory.
Скриншот Ad Observatory.

Есть как простые варианты, вроде по полу и возрасту, так и более узкие сегменты аудитории.

Скриншот Ad Observatory.
Скриншот Ad Observatory.

Именно из-за этих данных и возник конфликт с Facebook. По мнению соцсети эти данные можно расценивать как персональные и их нельзя раскрывать. Противоположная сторона вполне резонно заявляет, что по этим данным никак нельзя выйти на конечного пользователя и в дальнейшем использовать это против него.

Впрочем, это ещё не всё. Усилиями волонтёров выявлено, что в Facebook Ads Library попадает не вся политическая реклама, запущенной на платформе.

Скриншот Ad Observatory с примерами объявлений, потерянных Facebook Ads Library.
Скриншот Ad Observatory с примерами объявлений, потерянных Facebook Ads Library.

Поэтому на Ad Observatory есть целый раздел, посвящённый "потерянной" Facebook политической рекламе.

5 миллиардов из-за Cambridge Analytica.

Позицию Facebook тоже можно понять. Их уже оштрафовали на 5 миллиардов долларов из-за утечки данных 87 миллионов пользователей через Cambridge Analytica, которые имели непосредственное отношение к прошлой предвыборной гонке Трампа. Поэтому неудивительно, что теперь любые исследования, связанные с политической рекламой вызывают у Facebook крайне нервную реакцию.

Более того, Facebook уже объявил, что с 3 ноября (то есть сразу после дня голосования в США) начнётся запрет на политическую рекламу на платформе на неопределённый срок.

Андрей Тельминов

-13