Найти тему
Лилия Рыжанкова

Из Москвы в Питер: взгляд с борта теплохода. Осень на Свири

Теплоход входит в Свирскую губу Онежского озёра.

Это Свирь - река, соединяющая Онежское и Ладожское озёра.

-2

-3

Сентябрь на Свири

-4

-5

-6

-7

-8

Посёлок Вознесение разместился по берегам Свири

-9

-10

-11

-12

Правый и левый берег соединяет паромная переправа.

-13

Из Свири влево уходит Онежский обходной канал, построенный в 1852 году для обеспечения безопасного плавания во время штормов на Онеге. Место входа в канал отмечено синим обелиском.

-14

Бурная и порожистая Свирь имеет естественное падение высот между истоком и Ладогой 27,5 метра и, поэтому с увеличением потребления электроэнергии в начале 20 века привлекла к себе внимание гидроэнергетиков как источник дешёвой энергии. Онежский каскад ГЭС на Свири был запроектирован ещё до Великой Октябрьской революции. 1 ступень каскада - Верхне-Свирский гидроузел. Проектирование его связано с именем Вадима Дмитриевича Никольского, инженера, специалиста по гидроэнергетике и, по совокупности, писателя. Википедия пишет о нём: российский и советский инженер-гидроэнергетик, популяризатор науки, русский советский писатель-фантаст.

-15

Интересно, что Верхне-Свирская ГЭС – последняя, строительство которой было предусмотрено планом ГОЭЛРО. Работы по сооружению гидроузла начались в 1938 году, но из-за войны закончились только в 1952 году.

Подплывая к шлюзу, справа мы видим гидроузел с верхнего бьефа: глухую часть плотины, башни управления затворами на трёхпролётной водосливной части, здание ГЭС.

Примечание для негидротехников: верхний бьеф – часть реки, расположенная по течению выше гидроузла.

-16

Шлюзуемся…

-17

-18

-19

Опускаемся на 16 метров

-20

-21

Архитектурное оформление башен ворот шлюза выполнено в стиле сталинского ампира и напоминает оформление шлюзов канала имени Москвы (см. Из Москвы в Питер: взгляд с борта теплохода. Гидротехнический), но гораздо скромнее, что не удивительно: гидроузел достраивали сразу после военного разорения.

-22

В камере шлюза обращаем внимание на торцевую стену здания ГЭС и её архитектурное оформление.

-23

При шлюзовании с борта теплохода видно, что гребень плотины – автодорога в Карелию.

-24

А ведь официально Верхне-Свирский гидроузел – объект культурного наследия России…

-25

-26

Белоснежная стела на правом берегу – напоминание об ожесточённых боях на Свири в 1941-1944г.г., когда река была линией фронта

-27

Выплываем из шлюза. Вид на гидроузел ещё прекрасней

-28

Вид на водосливную плотину с нижнего бьефа
Вид на водосливную плотину с нижнего бьефа

Проплыли Подпорожье – город гидростроителей и за поворотом открывается вид на необыкновенный железнодорожный мост направления Санкт-Петербург – Мурманск.

-30

Наши знания о мостах на судоходных реках связаны с разводными мостами Питера, знаменитыми силуэтами Дворцового и Троицкого мостов.

А это тоже мост для пропуска судов. Средний пролёт Свирского моста поднимается вертикально вверх, высота пролётов 15,5 м.

-31

Второй из Онежского каскада по течению Свири - Нижне-Свирский гидроузел, а построен первым в годы первых пятилеток по проекту Г.О. Графтио, носит его имя и перед зданием ГЭС установлен его бюст.

Википедия пишет: Генрих Осипович Графтио, российский инженер-энергетик, специалист по электрификации железных дорог, строитель первых гидроэлектростанций в СССР, академик АН СССР.

-32

В годы войны гидроузел полностью был разрушен, а восстановлен уже в 1948 году. Подплываем к гидроузлу ночью

-33

-34

Шлюзуемся. Опускаемся на 12 метров

-35

-36

-37

Чудесный город Лодейное Поле, к сожалению, проплыли ночью.

Так закончился погожий осенний день на Свири.

(все фотографии из архива автора)