Теплоход входит в Свирскую губу Онежского озёра.
Это Свирь - река, соединяющая Онежское и Ладожское озёра.
Сентябрь на Свири
Посёлок Вознесение разместился по берегам Свири
Правый и левый берег соединяет паромная переправа.
Из Свири влево уходит Онежский обходной канал, построенный в 1852 году для обеспечения безопасного плавания во время штормов на Онеге. Место входа в канал отмечено синим обелиском.
Бурная и порожистая Свирь имеет естественное падение высот между истоком и Ладогой 27,5 метра и, поэтому с увеличением потребления электроэнергии в начале 20 века привлекла к себе внимание гидроэнергетиков как источник дешёвой энергии. Онежский каскад ГЭС на Свири был запроектирован ещё до Великой Октябрьской революции. 1 ступень каскада - Верхне-Свирский гидроузел. Проектирование его связано с именем Вадима Дмитриевича Никольского, инженера, специалиста по гидроэнергетике и, по совокупности, писателя. Википедия пишет о нём: российский и советский инженер-гидроэнергетик, популяризатор науки, русский советский писатель-фантаст.
Интересно, что Верхне-Свирская ГЭС – последняя, строительство которой было предусмотрено планом ГОЭЛРО. Работы по сооружению гидроузла начались в 1938 году, но из-за войны закончились только в 1952 году.
Подплывая к шлюзу, справа мы видим гидроузел с верхнего бьефа: глухую часть плотины, башни управления затворами на трёхпролётной водосливной части, здание ГЭС.
Примечание для негидротехников: верхний бьеф – часть реки, расположенная по течению выше гидроузла.
Шлюзуемся…
Опускаемся на 16 метров
Архитектурное оформление башен ворот шлюза выполнено в стиле сталинского ампира и напоминает оформление шлюзов канала имени Москвы (см. Из Москвы в Питер: взгляд с борта теплохода. Гидротехнический), но гораздо скромнее, что не удивительно: гидроузел достраивали сразу после военного разорения.
В камере шлюза обращаем внимание на торцевую стену здания ГЭС и её архитектурное оформление.
При шлюзовании с борта теплохода видно, что гребень плотины – автодорога в Карелию.
А ведь официально Верхне-Свирский гидроузел – объект культурного наследия России…
Белоснежная стела на правом берегу – напоминание об ожесточённых боях на Свири в 1941-1944г.г., когда река была линией фронта
Выплываем из шлюза. Вид на гидроузел ещё прекрасней
Проплыли Подпорожье – город гидростроителей и за поворотом открывается вид на необыкновенный железнодорожный мост направления Санкт-Петербург – Мурманск.
Наши знания о мостах на судоходных реках связаны с разводными мостами Питера, знаменитыми силуэтами Дворцового и Троицкого мостов.
А это тоже мост для пропуска судов. Средний пролёт Свирского моста поднимается вертикально вверх, высота пролётов 15,5 м.
Второй из Онежского каскада по течению Свири - Нижне-Свирский гидроузел, а построен первым в годы первых пятилеток по проекту Г.О. Графтио, носит его имя и перед зданием ГЭС установлен его бюст.
Википедия пишет: Генрих Осипович Графтио, российский инженер-энергетик, специалист по электрификации железных дорог, строитель первых гидроэлектростанций в СССР, академик АН СССР.
В годы войны гидроузел полностью был разрушен, а восстановлен уже в 1948 году. Подплываем к гидроузлу ночью
Шлюзуемся. Опускаемся на 12 метров
Чудесный город Лодейное Поле, к сожалению, проплыли ночью.
Так закончился погожий осенний день на Свири.
(все фотографии из архива автора)