Для классических авторов мир был уравновешенным совершенством. Жаркому, сухому, светлому и цивилизованному югу они противопоставляли холодный, влажный, тёмный и варварский север. Первые подозрения римлян о том, что между ними не было совершенной гармонии, появились, когда кимвры и тевтоны вторглись в Южную Галлию примерно в 100 г. н.э.
Римляне считали, что эти племена возникли на датском полуострове, но главный центр угрозы империи располагался дальше к северу. Воинственные остготы и вестготы описывались историческими авторами, (как их назвали бы сейчас) как вынужденные переселенцы и экономические беженцы с перенаселенного балтийского острова Готланд.
Однако "скандинавская" угроза не только пережила крах Римской империи, но только набирало обороты. Франкское государство-преемник, главный наследник римских традиций, с течением времени в свою очередь столкнулось с опасностями, угрожавшими им со стороны беспокойных северных соседей. Когда Каролинги получили контроль над большей частью Германии и таким образом соприкоснулись с южными границами датских поселений, викинги (норманны) вошли в историю как жестокие и беспощадные морские разбойники.
При описании Скандинавии накануне эпохи норманнов трудно избежать ложного деления ее на три нации: датскую, норвежскую и шведскую. Это разделение в большей степени стало продуктом средневековой истории. Главным отличием между территориями происхождения норманнов было языковое различие между Востоком и Западом.
Эта ситуация еще более осложняется ранним возникновением централизованной монархии в Дании. Признаки государственного образования выше уровня клана и племени можно увидеть во франкских Королевских анналах. Когда датский король Годфред подчинился Карлу Великому, это было, по мнению летописца, от имени единого Датского королевства.
Мощь ранней датской монархии ясно видна в восстановлении массивной линии укреплений, носившей название Даневирке, существовавшей до норманнов и отделявшей Ютландию от континентальной Европы. Только режим, обладающий некоторым богатством и властью, мог начать такую обширную работу.
Франкские Королевские анналы далее отмечают, что в королевство Годфреда входил и район Вестфолда. Хотя автор поместил эту находящуюся за морем провинцию на британские острова, на самом деле она была частью Норвегии. Датские владения в Вестфолде, таким образом, следует рассматривать в качестве начала датского господства в Норвегии. И это, в свою очередь, непосредственно стало причиной раннего возникновения монархии в Норвегии при короле Харальде в IX веке.
Таким образом, возникновение зачатков государственности именно у датчан, располагавшихся ближе всего к римским владениям, возможно, далеко не случайно. Думается, что значительное влияние на это оказали именно римские образцы, и именно римляне, в очередной раз и не в последнюю очередь, именно от этого и пострадали.
Спасибо, что дочитали статью до конца, значит было интересно, или как минимум любопытно)))
Если вы ещё не поставили лайк – поставьте лайк!
Если вы ещё не подписались на канал – подпишитесь!
Если вам есть, что сказать – оставьте комментарий!
Хорошего вам дня, и до новых встреч!
смотрите также: