Найти тему
ОБЩЕСТВОсдание

Социальные институты: как не сломать мозг

Раздел "Социальная сфера"
Раздел "Социальная сфера"

Вот из-за таких тем и не любят обществознание. Запутанность, условность, абстрактность - все это в полной мере относится к социальным институтам, если смотреть на них глазами будущего экономиста (или, например, офицера), которому для поступления необходимо сдать ЕГЭ по обществознанию. У офицера есть устав, у экономиста – бюджет, где все однозначно. А тут какие-то социальные институты, под которыми можно понимать безлимитную совокупность социальных явлений.

Ну вот ты сейчас в 11 классе, а обществознание с 5 класса изучаешь и имеешь хорошую оценку, скажи, что такое социальные институты, зачем они нужны, как они возникают и что тебе дают?

...

Конечно, можно выучить определение. Но ведь все равно забудешь этот набор слов! Тебе же еще надо русский и математику учить. Там-то, кстати, выучил правило и применяй его не задумываясь: пиши "не" с глаголами через пробел во всех случаях. А тут все сложнее, и просто выучить - мало.

Давай попробуем понять. И это… Извини за длинную водянистую преамбулу😎.

Вот определение:

Социальный (общественный) институт – это любая устойчивая форма саморегуляции общества, которая выражается в организации совместной деятельности людей с целью удовлетворения разнообразных социальных потребностей.

Видишь, как легко? На пачке с чипсами и то сложнее написано. А тут ясно же: у людей есть социальные потребности, их можно удовлетворить только во взаимодействии с другими людьми, ну и формы тут какие-то… И какие же? Если две подружки едят шоколадку, это какой институт?

Я рекомендую помыслить это понятие через простой перевод:

«ИНСТИТУТ» означает «УСТАНОВЛЕНИЕ».

То есть, например, люди установили, что есть свое и чужое (институт частной собственности), и чтобы получить чужое, нужно дать что-то свое (институт обмена). Если украсть, то могут наказать (институт права) или сильно поругают (мораль). Чтобы право было для всех одинаковым, понятным и предсказуемым, установили государство, а чтобы оно могло себя защитить - армию. Если люди когда то что-то установили, и это закрепилось в развитии общества как нечто полезное для всех людей в этом обществе, передалось другим поколениям и закрепилось в истории, можно говорить об этом как о социальном институте.

Как видишь, общество только и делает, что постоянно создает институты: просто жизнь заставляет людей устанавливать организационные механизмы решения разных общих вопросов, чтобы был какой-то порядок. Это и есть самоорганизация общества. Без институтов мы управлялись бы только законами природы и не были бы людьми.

Ок, значит, институты могут возникать, изменяться и исчезать по мере общественной необходимости. Часто они целенаправленно создаются государством (оно само есть один из важнейших институтов).

Материально многие институты (формальные) имеют какие-то организационные структуры, например, институт образования включает в себя все организации от детского садика до министерства. Процесс формирования таких структур называется институционализацией. Однако некоторые институты (неформальные) выглядят просто как установленный порядок действий (древний институт кровной мести, например; сейчас он неактуален, а тогда был священным, и если общество вернется в состояние дикости, возродится и этот кошмарный регулятор из «обычного права»).

У институтов есть нечто такое, что делает их институтами, придает им цели и смысл существования, а также позволяет отличать одни институты от других. Это их социальные функции.

В соответствии с образовательными стандартами, ты должен знать функции следующих институтов: государство, право, семья, культура, наука, рынок. Найдешь их в любых справочниках без проблем. Я как-нибудь потом выложу карточки с функциями на этом канале. Но в чем «прелесть» нашего предмета: очень часто одно и то же слово используется в разных смыслах, в зависимости от контекста, и никто кроме тебя самого (или хорошего репетитора) не разберется, какой смысл нужно применить в конкретном случае🤔. Ну смотри, слово «образование» можно понимать (1) как социальный институт, (2) как процесс обучения и (3) как результат и уровень обучения. То же самое и с наукой, и с культурой и еще очень многими понятиями. И если на ЕГЭ тебя спросят про институт образования, а ты начнешь рассказывать про свой будущий диплом финансиста, получишь ноль баллов😢.

Ладно, давай уже заканчивать. А в конце у нас многоточие… Потому что перечислить все социальные институты невозможно, они буквально везде: куда ни посмотришь, увидишь какой-нибудь институт (ну не в ночном небе, конечно). Поэтому, давай сделаем короткий (прям масенький🤣) списочек основных социальных институтов:

Политические институты: государство, власть, право, суд, армия, парламентаризм, выборность, партийность, федерализм, местное самоуправление, президентство, верховенство закона, гражданство...

Экономические институты: рынок, производство, обмен, собственность, деньги, предпринимательство. налоги, протекционизм, ростовщичество, залог, кредит...

Социальные институты (ага, именно в узком смысле социальные институты🤣🤣🤣): семья, материнство, наследование, брак, рабство, образование (в плане социализации), здравоохранение, досуг, община, иерархия...

Духовные институты: наука, религия, мораль, культура, общественное мнение, искусство, образование (в мировоззренческом плане)...

Этого списка тебе точно хватит.

Если ты дочитал до конца, так давай подпишись уже на канал.

И посмотри еще: Стратификация, Наука.