Найти тему
Corneja о детях

«Верните советские учебники!» — 5 причин, почему это не поможет

Оглавление

Часто слышу сетования на то, что:

  • систему образования развалили,
  • раньше родители вообще не знали, чем в школе занимаются их дети, а теперь уроки без родителей выучить не могут,
  • раньше все учились без репетиторов, а теперь...

И все в таком духе…

И о-о-очень часто вижу призыв:

ВЕРНИТЕ СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ!!!!!!!111

Вот именно так, большими буквами и с кучей восклицательных знаков и единичек в конце.

Фото из Интернета
Фото из Интернета

Видимо, предполагается, что это панацея от всех бед современного образования.

Но на что повлияет смена учебников на советские?.. Решит ли это разом все проблемы?.. Да, заданий для родителей, которые модны сейчас в «началке», там вроде бы не было… Но только ли в этом беда современного образования?.. Только ли из-за учебников дети не могут учиться самостоятельно? Давайте разберемся…

Я вижу следующие проблемы...

1. Дети стали более инфантильными

Я, как и все мои знакомые, с первых классов ходила в школу одна с ключом на шее. И возвращалась домой одна. Сама себе разогревала еду на газу, мыла посуду и за себя и за родителей (они приезжали домой на обед, пока я была в школе).

Фото из Интернета
Фото из Интернета

Сейчас многих детей чуть не до института водят за ручку. И как-то не модно, чтобы дети имели какие-то домашние обязанности вроде уборки или мытья посуды...

Да, я понимаю, что время другое, много машин, выше уровень преступности (во всяком случае, об этом больше говорят)… Зачастую действительно страшно ребенка отпустить… Но по факту советские дети были гораздо более самостоятельны, имели больше опыта в принятии решений и в большей степени осознавали последствия своих поступков. И это не могло не сказываться на их отношении к учебе, которое во многом на этом и строится.

2. Раньше дети были более здоровыми

Советские дети много гуляли… Вспомните, в каникулы и выходные приходили домой только поесть и поспать… А так целый день на улице, какие-то подвижные игры и т.д.

Фото из Интернета
Фото из Интернета

Здоровье детей напрямую зависит от физической активности и свежего воздуха… Сидячий образ жизни и взрослого доконает…

Питание тоже было более правильным… Меньше химозных сладостей, более качественные и натуральные продукты.

Здоровому и физически развитому ребенку учиться легче, чем хилому…

3. Современные дети сильно перегружены

Думаю, все помнят это замечательное стихотворение Агнии Барто:

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
Фото из Интернета
Фото из Интернета

Но у него было и очень мудрое продолжение, о котором, к сожалению, забыли современные родители:

А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
«Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок»
.

Сейчас же многие руководствуются принципом, что у ребенка не должно быть свободного времени. И какая в итоге у бедных детей нагрузка? 5-7 уроков в школе (в зависимости от класса), потом еще час-два на кружок, а то и не один… И дойти же еще надо... И «домашку» никто не отменял, а это еще 2-4 часа…

И все это не в тихом спокойном офисе с мерно гудящим кондиционером, а в душных непроветриваемых классах, где сидит 30+ человек, все шумят, галдят и на головах ходят… И ежедневные стрессы в виде контрольных с диктантами…

Не всякий взрослый такую нагрузку выдюжит… Ребенку тяжело учиться на фоне хронической усталости

4. Несоблюдение режима дня

Рекомендации по нормам ночного сна для школьников: в 1–4-м классе — 10–10,5 часа; в 5–7-м классе — 10,5 часа; в 6–9-м классе — 9–9,5 часа; в 10–11-м классе — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

И раньше эти рекомендации старались соблюдать. Во всяком случае, мои знакомые в школьные годы ложились спать в разумное время родители за этим следили. Ну, порой читали до утра книжку под одеялом с фонариком, не без того, но «официально» ложились спать вовремя.

Фото из Интернета
Фото из Интернета

Сейчас среди знакомых детей единицы ложатся спать раньше полуночи… Порой только в 11 вечера в родительских чатах начинаются выяснения, а что, собственно, задали на завтра?.. Это при том, что школы у нас в городе работают с 8 утра.

Хронический недосып даже у взрослых приводит к значительному ухудшению когнитивных способностей. Страдают память, концентрация, мышление и т.д. И как тут хорошо учиться?..

5. Мобильные телефоны!!!

Это просто какой-то бич…

Мобильные телефоны воруют жизнь у наших детей!

В разработку всех этих игрушек и приложений вкладываются огромные деньги. Там работают супер-профессионалы, задача которых привлечь внимание и удерживать его любой ценой.

А способов для этого у них предостаточно, гораздо больше, чем даже у самого лучшего учебника математики

Фото из Интернета
Фото из Интернета

Против такой тяжелой артиллерии и взрослый устоять не может. У ребенка вообще нет шансов. У него еще психика не сформирована, не «прокачана» волевая сфера. Он просто не может не отвлекаться на телефон на уроках, он не может оторваться от него, чтобы сделать домашнее задание.

А у советских детей даже телевизор с двумя каналами не у всех был…

***

Вот как-то так… Это я перечислила только основные моменты, о многом вообще не упомянула…

Что-то мне подсказывает, что если заменить современные учебники на советские (или на какие угодно другие), ничего, по сути, не изменится. Не будет как раньше: все сами, без помощи родителей и репетиторов... Потому что основная проблема совсем не в учебниках. А в том, что мир изменился. И нам надо как-то учиться в нем выживать…

Фото из Интернета
Фото из Интернета

Как минимум, нужно осознать, что нашим детям крайне тяжело, намного тяжелее, чем было нам. Не стоит ждать, что раз мы учились самостоятельно, то и наши дети тоже должны… Они другие. И время другое. Условия другие. На что-то мы не можем повлиять, а на что-то можем и должны (например, обеспечить полноценный сон и по возможности сбавить нагрузку)…

Но главное, не бросать детей один на один с проблемами

-8

Читайте также