Найти в Дзене
Музыкальный экспресс

Просто тычок. Sweet Smoke - ''Just A Poke'', 1970

Как мы видим на примере замечательной группы Nektar, некоторые независимые музыканты, творчество которых можно отнести к той или иной разновидности "прогрессивного рока", в конце 60-х годов находили приют в Германии, публика в которой благосклонно относилась к их творчеству. Одной из таких команд была нью-йоркская группа, с забавным названием Sweet Smoke, т.е. "Сладкий дым". Образовалась она в Бруклине, в 1967 году, во время так называемого Лета Любви, когда сошлись вместе музыканты из трёх разных команд: барабанщик Джей Дорфман и гитарист Марвин Кейн играли с The Madabouts, бас-гитарист Энди Дершин играл с The Chasers, потом с The Raves, а саксофонист Майк Пэрис играл с The Sunday Funnie. Название, первоначально Sweet Smoke of the Happy Plant Pipeful, было придумано Джеем, и позже сокращено до Sweet Smoke – что для того времени было символично. Как-то раз, в марте 1968 года, у Энди Дершина появилась идея. Когда он играл в своих предыдущих группах, они регулярно выступали в вечеро

Как мы видим на примере замечательной группы Nektar, некоторые независимые музыканты, творчество которых можно отнести к той или иной разновидности "прогрессивного рока", в конце 60-х годов находили приют в Германии, публика в которой благосклонно относилась к их творчеству.

Одной из таких команд была нью-йоркская группа, с забавным названием Sweet Smoke, т.е. "Сладкий дым". Образовалась она в Бруклине, в 1967 году, во время так называемого Лета Любви, когда сошлись вместе музыканты из трёх разных команд: барабанщик Джей Дорфман и гитарист Марвин Кейн играли с The Madabouts, бас-гитарист Энди Дершин играл с The Chasers, потом с The Raves, а саксофонист Майк Пэрис играл с The Sunday Funnie. Название, первоначально Sweet Smoke of the Happy Plant Pipeful, было придумано Джеем, и позже сокращено до Sweet Smoke – что для того времени было символично.

Как-то раз, в марте 1968 года, у Энди Дершина появилась идея. Когда он играл в своих предыдущих группах, они регулярно выступали в вечером понедельника в кафе Wha? в Гринвич-Виллидж. Это не были концерты в прямом смысле слова. Это было нечто, что руководство называло "ночь прослушивания", способ заставить местные группы играть бесплатно в обмен на престиж, который приходил после с игры в модном клубе. Почему бы и Sweet Smoke там не поиграть?

В то время менеджер кафе Wha? то ли владел, то ли управлял двумя клубами на Карибах; одним в Старом Сан-Хуане, Пуэрто-Рико, а другим в Сент-Томасе, Виргинские острова США. Группа вспоминает, что менеджер предложил им выступить на островах, если их сет пройдет хорошо в тот вечер в Wha?. И им это удалось! И публика, и, главное, руководство - все остались довольны. За этим последовали три месяца игры в тропическом раю, по шесть часов в сутки, шесть вечеров в неделю.

Проводя беззаботные дни на самых красивых пляжах мира, группа размышляла о своем будущем. После бурных событий последних нескольких месяцев, возвращение домой в Бруклин, чтобы жить с родителями, не было вариантом. Майк заговорил о поездке в Европу. Майк был очень убедителен. Теплый карибский бриз и ласковые волны опьяняли. Шел 1968 год, и все казалось возможным. К концу года Майк вместе с Энди и старым добрым другом Марти купил билеты в один конец до Саут-Хэмптона, Англия, и они отправились в путь. Джей и Марвин последовали за ним позже, и к концу 1969 года вся группа прочно обосновалась в Германии.

В ФРГ группа, при поддержке скульптора Вальдемара Куна, основала коммуну, сначала в фермерском доме в деревне Хютум, недалеко от города Эммерих, а потом в в Зульцфельде. Sweet Smoke стала хорошо известна в регионе за его пределами, за смесь энергичных музыкальных выступлений с интересом к восточной и психоделической философии.

Джей Дорфман
Джей Дорфман

Джей, барабанщик Sweet Smoke, вспоминал: "К началу 70-х годов группа приобрела значительное число поклонников и переехала в Европу, где она провела следующие годы в фургоне, разъезжая по Франции, Голландии, Германии, доставляя для быстро растущей аудитории типичную для 60-х годов форму рейва. Sweet Smoke подписала контракт с компанией Electrola Records на 3 альбома в Западной Германии, и записала свой первый галлюциногенный поток музыкального сознания, квинтэссенцию jam fest 60-х годов, ''Just A Poke''.

Это была смесь джаза, рока , импровизации, авангарда, вдохновленная Джоном Колтрейном так же, как и The Doors. Обложка пластинки была громким криком, обращенным к внутреннему сознанию. Группа продолжала выступать в течение многих лет, привлекая новых и теряя первоначальных участников, записываясь с элитой европейских фри-джазовых музыкантов, и вообще, хорошо проводя время своей жизни.”

Тот самый фургон
Тот самый фургон

В других многочисленных интервью музыканты Sweet Smoke говорят, что на их музыку, с жизнерадостными ритмами, изобретательными импровизациями и сложными музыкальными структурами, повлияли Эрик Клэптон, Джими Хендрикс, Фрэнк Заппа, Джон Колтрейн и The Beatles.

Записывал альбом на студии EMI Columbia в Германии Конрад "Конни" Планк - западногерманский музыкальный продюсер и музыкант, крёстный отец краут-рока. Планк начал выпускать альбомы и работать звукорежиссером в конце 1960-х годов, и стал участвовать в андеграундной музыкальной сцене, которая распространялась по всей Германии из Берлина.

Музыкально ''Just A Poke'' представляет собой сплав психоделического рока, джаз-фьюжна и прогрессивных элементов. "Baby Night" открывается меланхоличной мелодией альтовой блокфлейты Майкла Париса, которая постепенно обрастает гитарными аккомпанементами и вокалом Марвина Каминовица, мягким и мечтательным. Композиция, фактически, начинается с кавера "В мире стеклянных слез" (In The World Of Glass Teardrops ) Адриана Гиллери (группа Jeremy & The Satyrs, 1968), хотя она не упоминается в аннотации. Затем следует соло блокфлейты, которое переходит в легкий джем. Далее мы слышим сокращенную версию песни The Doors "The Soft Parade". Затем следует еще одна свинговая интерлюдия, прежде чем вернуться к теме "In The World Of Glass Teardrops", теперь в устойчивом ритме и более экспериментальной манере. Это путешествие через медитативный фолк, свинговые джазовые пассажи и гитарные соло без лишних эффектов, создающее ощущение постоянного движения и импровизации.

"Silly Sally", в свою очередь, более энергична и ритмически сложна. Она начинается с грувового тенор-саксофона Париса, за которым следуют вокальные партии и вау-вау гитары, переходящие в басовое и барабанное соло. Особенно выделяется ударник - Джей Дорфман устраивает трёхминутную перкуссионную бурю, напоминающую африканские ритмы или барабанные эксперименты Iron Butterfly в "In-A-Gadda-Da-Vida". Студийные эффекты, такие как фазинг и пинг-понг стерео, добавляют космическое измерение, превращая трек в настоящий психоделический трип.

Лирика альбома не является центральным элементом; тексты фрагментарны и служат скорее точкой отсчета для импровизаций. Например, в "Silly Sally" повторяющиеся фразы вроде "Well, now, Sally-Sally-Sally, hey be with me tonight" создают гипнотический эффект, а в "Baby Night" поэтические строки о "Боге Ночи" и "стеклянных слезах" добавляют мистическую атмосферу.

Визуальная составляющая альбома также заслуживает внимания: яркая обложка с сюрреалистичным дизайном была создана художником Яном Фейнхиром, а фотография на обороте конверта сделана Иоахимом Хассенбурсом. Это произведение искусства идеально соответствует содержанию, психоделическому и эклектичному.

Пластинка вышла в Германии в 1970 году, как Columbia – 1 C 062-28 886, в двух разных вариантах обложки (на одном есть фото группы, на другом нет). В этих изданиях названия треков были перепутаны на обложке или этикетке, что вызывало путаницу среди критиков и фанатов. Согласно данным с этикетки виниловых пластинок, сторона A - это "Baby Night", а сторона B - "Silly Sally".

Собственно говоря, прослушивая этот альбом, легко представить себя в поселении хиппи, этак году в 1968, на вечернем джеме, который играют в многочисленных кафе после наступления темноты.

На концерте Sweet Smoke
На концерте Sweet Smoke

- Марвин Каминовиц (Marvin Kaminowit) / соло-гитара, вокал

- Стив Розенштейн (Steve Rosenstein) / ритм-гитара, вокал

- Майкл Парис (Michael Paris (Fontana)) / тенор-саксофон, альт-блокфлейта, вокал, перкуссия

- Эндрю Дершин (Andrew Dershin) / бас-гитара

- Джей Дорфман ( Jay Dorfman) / ударные, перкуссия

Послушать и скачать пластиночку (Columbia, 1 C 062-28 886, DE), Flac 24/96, можно на моём канале в Telegram: https://t.me/Prog_rock_rarities/1504

Prog-rock rarities

А: "Baby Night" - в этой психоделической композиции присутствуют мотивы из песен "В мире стеклянных слез" (In The World Of Glass Teardrops ) Адриана Гиллери (группа Jeremy & The Satyrs), и ″The Soft Parade″ группы The Doors.

В: "Silly Sally" - несколько более "джазовый" джем, с умопомрачительным соло на барабанах.

Невероятно фактурный альбом, прямо таки погружающий слушателя в атмосферу конца 60-х, ''Just A Poke'' понравится всем, кто помнит (или думает, что помнит), то время.

Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:

2202 2017 5668 2940

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С

Заранее спасибо!

Навигация по блогу

Ещё о группе Sweet Smoke вы можете прочитать у меня здесь:

''Darkness To Light'', 1972

Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.