Найти в Дзене
Сказки мамы Маши

Домовой добрый или злой дух? Ищем ответ в фольклоре. Жуткая история о том, как домовой утопил хозяина

Оглавление

Как и многие дети, родившиеся в конце прошлого века, я все свои каникулы проводила у бабушки в деревне. Родители считали, что это очень полезно для ребенка: подышит свежим воздухом, наестся свежих овощей и фруктов, да и помощь по-хозяйству будет не лишняя. А я любила ездить к бабушке по другой причине. Она всегда рассказывала много интересных историй о своей жизни и чувашском фольклоре.

Об арщури (лесном духе) я уже рассказывала. Это леший, который является в разных обличиях людям. Однако при подготовке этой статьи наткнулась на книгу автора Месарош Д. Интересно, что по его словам, северные чуваши делили лесных духов на женских и мужских.

Упӑте (в переводе «обезьяна») или вăрман ашшĕ (в переводе «отец леса») – это лесной дух, мужчина.
Ар-çурри или вăрман амăш (в переводе мать леса) – это лесной дух в виде женщины.
(с) Месарош Д. «Памятники старой чувашской веры».

Согласно описанию Месароша, оба похожи на снежных людей. Деревенских жителей они не боятся и спокойно выходят к сельчанам. Появляются перед человеком абсолютно голые, но их тело покрыто густой шерстью. Об упӑте я от бабушки тоже слышала, но только он ничего общего с духом леса не имел.

Возможно, в этом случае имеют место быть различия мифологии и, частично, язык. Об этих двух существах готовится отдельная статья. А пока вернемся к домовому.

Кто такой домовой в чувашской мифологии и как его называют

От восточно-славянского домового чувашский почти не имеет отличий. Это всё тот же хозяин жилого помещения, который следит за порядком в доме. Если ему нравится, как хозяева ведут свой быт, он становится помощником во всех делах.

Алкоголиков и просто любителей заложить за воротник домовой в чувашской мифологии очень не любит.

Домовой на печи. Узоры на полотенцах не имеют ничего общего с чувашской вышивкой
Домовой на печи. Узоры на полотенцах не имеют ничего общего с чувашской вышивкой

Называют его в разных концах республики по-разному. В одних деревнях можно услышать обращение «хĕрт-ҫурт» (один из наиболее подходящих переводов слова хĕрт – греть, ҫурт – дом; причем дом в смысле "здание"). В других поселках домового называют «Ийэ».

Добрый хранитель дома помогает хозяевам во всём: умножает скот, хранит дом от огня, не позволяет роям пчел улетать далеко от дома во время роения, а ещё – заботится о детях. Бабушка говорила, что когда дети в колыбельке начинают заливисто смеяться, то это домовой их укачивает и бояться этого явления не нужно.

Если же с домовиком не повезло или он обиделся на что-то, то дух начинает проказничать. Большого вреда, зачастую, он нанести не может. Однако столкнуть с кровати или вывихнуть руку вполне способен.

Чувашские легенды о домовом очень похожи на русские. Например, ему можно оставлять подарки и молоко. Бабушка всегда, когда пекла пироги, прятала один кусочек в печи и строго-настрого запрещала брать его. Говорила – это домовому, если съесть, то дух рассердится и начнет вредить.

Каждое утро, после дойки коровы, бабушка наливала два блюдца молока. Говорила, что одно – кошке, второе – домовому. К слову, ни один кот не пил из второго блюдца и каждое утро приходилось выливать остатки молока из миски.

А ещё бабушка запрещала спать на печке. Она верила – там домовой спит, среди валенков. Если уснуть на печке, домовой обязательно столкнет.

Абзац о домовом из книги  Сбоева В. А. "Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях: Их происхождение, язык, обряды, поверья, предания". М., 1865
Абзац о домовом из книги Сбоева В. А. "Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях: Их происхождение, язык, обряды, поверья, предания". М., 1865

Хотя, скорее всего, так она пугала детей, чтобы лишний раз не спали на печи. Если неловко повернуться, действительно можно упасть и сломать себе что-нибудь. Всё же высота печки достаточно велика, около 2 метров.

Жуткая история о домовом

Единственная жуткая история о домовом, которую я слышала, произошла в той же бабушкиной деревне.

Один из любителей выпить утонул. Этого мужчину трезвым не видели много лет. Работник он был хороший, умел делать многое и быстро. Деньги не брал, оказывал услуги исключительно за бутылку.

Но самое странное, что утонул этот мужик не в пруду, не в речке, а в собственном доме. Будучи в сильном алкогольном опьянении мужчина пришел домой. На скамейке стояло ведро с водой. Он решил попить, но каким-то неведомым образом его сознание отключилось, а голова погрузилась в воду. Естественно, он утонул. Так и нашли его – сидящим на скамье с головой в ведре.

Бабушка тогда говорила, что его домовой невзлюбил, вот и подставил ведро в самое неподходящее время.

Так это или нет, не знаю. Склонна больше верить в то, что отравленный алкоголем организм просто отключился в самый неподходящий момент. А, может, и собутыльники помогли, кто ж теперь разберет. Во всяком случае, милиционер тогда рассказывал, что следов побоев на мужчине не было.

Понравилась статья? Ставьте лайк и переходите по ссылкам ниже.

Больше историй о чувашском фольклоре и домовых: