Как и многие дети, родившиеся в конце прошлого века, я все свои каникулы проводила у бабушки в деревне. Родители считали, что это очень полезно для ребенка: подышит свежим воздухом, наестся свежих овощей и фруктов, да и помощь по-хозяйству будет не лишняя. А я любила ездить к бабушке по другой причине. Она всегда рассказывала много интересных историй о своей жизни и чувашском фольклоре.
Об арщури (лесном духе) я уже рассказывала. Это леший, который является в разных обличиях людям. Однако при подготовке этой статьи наткнулась на книгу автора Месарош Д. Интересно, что по его словам, северные чуваши делили лесных духов на женских и мужских.
Упӑте (в переводе «обезьяна») или вăрман ашшĕ (в переводе «отец леса») – это лесной дух, мужчина.
Ар-çурри или вăрман амăш (в переводе мать леса) – это лесной дух в виде женщины.
(с) Месарош Д. «Памятники старой чувашской веры».
Согласно описанию Месароша, оба похожи на снежных людей. Деревенских жителей они не боятся и спокойно выходят к сельчанам. Появляются перед человеком абсолютно голые, но их тело покрыто густой шерстью. Об упӑте я от бабушки тоже слышала, но только он ничего общего с духом леса не имел.
Возможно, в этом случае имеют место быть различия мифологии и, частично, язык. Об этих двух существах готовится отдельная статья. А пока вернемся к домовому.
Кто такой домовой в чувашской мифологии и как его называют
От восточно-славянского домового чувашский почти не имеет отличий. Это всё тот же хозяин жилого помещения, который следит за порядком в доме. Если ему нравится, как хозяева ведут свой быт, он становится помощником во всех делах.
Алкоголиков и просто любителей заложить за воротник домовой в чувашской мифологии очень не любит.
Называют его в разных концах республики по-разному. В одних деревнях можно услышать обращение «хĕрт-ҫурт» (один из наиболее подходящих переводов слова хĕрт – греть, ҫурт – дом; причем дом в смысле "здание"). В других поселках домового называют «Ийэ».
Добрый хранитель дома помогает хозяевам во всём: умножает скот, хранит дом от огня, не позволяет роям пчел улетать далеко от дома во время роения, а ещё – заботится о детях. Бабушка говорила, что когда дети в колыбельке начинают заливисто смеяться, то это домовой их укачивает и бояться этого явления не нужно.
Если же с домовиком не повезло или он обиделся на что-то, то дух начинает проказничать. Большого вреда, зачастую, он нанести не может. Однако столкнуть с кровати или вывихнуть руку вполне способен.
Чувашские легенды о домовом очень похожи на русские. Например, ему можно оставлять подарки и молоко. Бабушка всегда, когда пекла пироги, прятала один кусочек в печи и строго-настрого запрещала брать его. Говорила – это домовому, если съесть, то дух рассердится и начнет вредить.
Каждое утро, после дойки коровы, бабушка наливала два блюдца молока. Говорила, что одно – кошке, второе – домовому. К слову, ни один кот не пил из второго блюдца и каждое утро приходилось выливать остатки молока из миски.
А ещё бабушка запрещала спать на печке. Она верила – там домовой спит, среди валенков. Если уснуть на печке, домовой обязательно столкнет.
Хотя, скорее всего, так она пугала детей, чтобы лишний раз не спали на печи. Если неловко повернуться, действительно можно упасть и сломать себе что-нибудь. Всё же высота печки достаточно велика, около 2 метров.
Жуткая история о домовом
Единственная жуткая история о домовом, которую я слышала, произошла в той же бабушкиной деревне.
Один из любителей выпить утонул. Этого мужчину трезвым не видели много лет. Работник он был хороший, умел делать многое и быстро. Деньги не брал, оказывал услуги исключительно за бутылку.
Но самое странное, что утонул этот мужик не в пруду, не в речке, а в собственном доме. Будучи в сильном алкогольном опьянении мужчина пришел домой. На скамейке стояло ведро с водой. Он решил попить, но каким-то неведомым образом его сознание отключилось, а голова погрузилась в воду. Естественно, он утонул. Так и нашли его – сидящим на скамье с головой в ведре.
Бабушка тогда говорила, что его домовой невзлюбил, вот и подставил ведро в самое неподходящее время.
Так это или нет, не знаю. Склонна больше верить в то, что отравленный алкоголем организм просто отключился в самый неподходящий момент. А, может, и собутыльники помогли, кто ж теперь разберет. Во всяком случае, милиционер тогда рассказывал, что следов побоев на мужчине не было.
Понравилась статья? Ставьте лайк и переходите по ссылкам ниже.
Больше историй о чувашском фольклоре и домовых:
- Где живут болотные огоньки и зачем им души самоубийц
- Чувашская нечисть, которая приходит только в дом ко вдовам