Сегодня я хочу познакомить моих читателей с творчеством 27-летней таджикской художницы Маърифат Давлатовой (по-таджикски её имя пишется так). Интересно, что знакомство с ней произошло совершенно случайно и в чём-то даже мистично: я пишу стихи, и если у меня ничего не находится в собственном архиве, то картинки к поэтическим творениям я ищу в интернете.
Именно такой случай и произошёл нынче: написала новое стихотворение "Молчание внушает мне ответ" и стала искать к нему иллюстрацию. Поисковик предложил мне картины Марифат Давлатовой.
Они меня удивили: что-то однозначно понравилось, зацепило, что-то показалось спорным. "Мне хотелось показать женщину, показать, что все стандарты красоты - это ерунда", - признается она, добавляя, что многие женщины благодарят ее за то, что наконец-то смогли почувствовать себя красивыми.
Марифат ломает стереотипы, - пишут про неё, - но она сама считает, что она так видит женскую душу. Её картины не оставляют зрителей равнодушными, однако вызывают разные мнения - от самой жесткой критики "голых" картин до полного восторга.
Вокруг выставки молодой художницы, которая своими картинами полуобнаженной красоты таджикских женщин бросила вызов обществу, разгорелись нешуточные страсти.
Пользователи социальных сетей в своем большинстве критикуют откровенные, на их взгляд, картины Марифат. Они считают, что это «плевок в сторону национальных и религиозных ценностей».
Сама художница говорит, что после публикации материала о выставке ее картин она получила десятки сообщений с угрозами жизни. Художница обратила внимание в своем искусстве на природную красоту таджикской женщины два года назад, но с самого начала знала – общество не совсем готово принять такое откровение.
Но есть немало и тех, кто восхищается её картинами. Орзу Исоев, поэт и журналист, один из тех, кто высокo оценивает творчество молодой художницы. Но он обеспокоен тем, что немало поборников нравственности обрушили шквал критики, а порою и угроз на художницу.
Те, кто выступил в соцсетях в поддержку Марифат, уверены: Таджикистан – демократическая, светская страна, а потому недопустимо осуждать произведения творческого человека.
Многие считают несмотря на шквал критики и негодования, Марифат Давлатова, как художница, достигла важной цели – она смогла обратить внимание общества на проблемы женщин в стране и развернуть вокруг этой темы широкую дискуссию.
Таджикский ученый Хафиз Бобоёров сравнил смелость Марифат с правдолюбивыми произведениями иранской поэтессы Фуруги Фаррухзод и назвал это своего рода революцией в умах и сознании людей.
Она одна из тех немногих художниц, которая рискнула показать на холсте обнажённое тело и душу таджикских женщин. Я с удовольствием публикую её картины на своей страничке и оставляю своё новое стихотворение, которое меня привело к Марифат Давлатовой.
Молчание внушает мне ответ
Молчание внушает мне ответ,
как будто бы подкатывает морок:
суггестия, – сказал бы терапевт, –
защитный слой твой видно слишком тонок.
Пытаю много лет сама себя,
привычно задаю себе вопросы:
что? всё? без вариантов? колея?
себя менять уже наверно поздно?
Авансы никогда не выдавал –
придумывать я всё сама горазда:
я загадала звёздный наш финал,
коль доживём с тобою "до маразма",
и в общем, можешь как всегда молчать –
фантазии моей белеет парус,
умеешь ты гипнозом отвечать
на чувство, что в душе моей осталось. https://stihi.ru/2020/10/25/4622
сугге́стия (лат. suggestio) — психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок.
Другие картины можно увидеть по ссылке: Изображения хранят секреты