Найти в Дзене
Baletoved

Барочный театральный костюм. 1 часть.

Сегодня пойдет речь о придворном театральном художнике эпохи барокко - Жаке Белланже. Эскизы театральных костюмов художник создавал в единой цветовой гамме, использует три основных цвета: красный, синий, желтый. Это были любимые цвета Людовика XIV. Также эти сочные цвета были характерны для направления в искусстве – маньеризм, который пришел на смену угасающему Возрождению и предшествовал

Сегодня пойдет речь о придворном театральном художнике эпохи барокко - Жаке Белланже. Эскизы театральных костюмов художник создавал в единой цветовой гамме, использует три основных цвета: красный, синий, желтый. Это были любимые цвета Людовика XIV. Также эти сочные цвета были характерны для направления в искусстве – маньеризм, который пришел на смену угасающему Возрождению и предшествовал Барокко. Маньеризм отличался броскостью, вычурностью живописной манеры, но при этом был утонченным и изящным.

Костюмы, предложенные Белланжом настолько сложны по крою и декоративности, что невозможно представить какие были тогда технологии для их реализации. Художник, создавая эскизы, уделял внимание каждой детали будущего костюма. Многослойные женские платья украшены множеством атласных лент, бантами, золотым шитьем и кружевом. По бархатной и шелковой ткани щедро рассыпаны драгоценные камни и жемчуг.

Силуэт платья лишен жесткого корсета, поэтому имеет мягкие, округлые очертания. Объем костюма достигался за счет драпировки тяжелых тканей, а широкие складки баски подчеркивали талию. Пышные, длинные рукава под своей тяжестью спадали, обнажая женские плечи.

Дополнен женский наряд жестким кружевным воротником и перчатками. Завершали образ сложная, затейливая прическа, уложенная из локонов и причудливый головной убор, к которому крепился длинный тяжелый плащ. Удержать на голове такую конструкцию было, вероятно, не просто.

Мужской костюм еще более роскошный и экстравагантный, чем женский, но в то же время мужественный и воинственный. Придворные кавалеры облачены в камзол из атласа и бархата, по которому спускаются каскады лент, рюшей и всевозможных оборок. Камзол плотно облегал фигуру, а от талии расширялся и походил на пышную, женскую юбку, длинной до колена, чтобы артист мог продемонстрировать красоту своих стройных ног. Главным аксессуаром был головной убор изысканных, вычурных форм, завершающийся плюмажем – украшением из страусовых перьев.

-3

Художник искусно прорабатывает и обувь артистов. Изящные женские туфли на каблуке-рюмочке с заостренным носом обильно декорированы бантами и вышивкой. Мужская обувь представляет высокие кожаные сапоги со шпорами или без них, и также как и женские – на каблуке и с длинным заостренным носом.

Лица большинства персонажей скрывает маска, так как считалось, что маска выразительнее лица. Об этом пишет исследователь А. Булычева: «Маска, таким образом, способствует лучшему воплощению замысла поэта, и она должна настолько скрывать лицо танцора, чтобы его было невозможно узнать, “ибо цель Выхода – представить не самого себя, а Короля, Бога, Нимфу и др.; а если под маской Нимфы узнают знакомого, Идея и замысел балета нарушаются, и уже заняты только тем, кто представляет, не думая о самом представлении”»[1].

Жак Белланж создал причудливые театральные образы в стиле маньеризма. Спустя три столетия А. Бенуа будет вдохновляться театральными работами художников XVII-XVIIIвеков при создании эскизов костюмов и живописных картин.

[1]Булычева А. В. Сады Армиды: Муз. театр фр. Барокко. М.: «Аграф», 2004. С. 70.