Найти тему
просто остановись

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БАБУШКИ

Виктор Иванович приехал к бабушке на ее день рождения. Мотор заглушил, но выходить из машины не спешил. Опустил окно, закурил. Бабушку он любил всегда. Сколько себя помнил, столько и была бабушка рядом. Витьку даже в ясли не отдали, потому, что бабушка с ним сидела. Работала она тогда до семи утра. А после работы бежала к внуку. Когда Витька родился, бабушке было пятьдесят. Молодая такая бабушка. К моменту Витькиного рождения, у бабушки было уже три внука. Старший родился, когда ей только отметили сорок один. Ничего в этом удивительного не было. Замуж она вышла в семьнадцать лет, а в восемьнадцать родила старшую дочь. В свои двадцать , родила вторую. В двадцать четыре третью, а в сорок четвертом, вернувшись из эвакуации, родился сын. Было ей тогда тридцать четыре. Умудрялась и работать, и за детьми смотреть, мужу обед готовить, стирать, гладить... Тогда так жили многие. Витькин дедушка, бабушкин муж, все время пропадал на работе. Военное дело всегда поглащало человека всего, без остатка. Дед не был исключением.


   В тридцать девятом пошел дедушка воевать с финнами. Остался жив. Вернулся домой, а через год опять война. Ушел и туда воевать. Видел бабушку один раз, когда приезжал в сорок третьем в Пермскую область, где они были в эвакуации. Вот в сорок четвертом и родился сын. Уже в Москве, дома. После победы, не заезжая к семье, дедушка едет воевать дальше, с японцами. Жив остался. Вернулся. Это было счастье. Четверо детей, живой муж, это реально было счастьем. Даже не смотря на то, что денег и вещей было очень мало. Одно пальто на двоих у двух старших девчонок... Одна прибежит из школы после первой смены, а вторая уже ждет пальто, чтобы бежать учиться во вторую смену.
   Но жизнь потихоньку налаживалась. Дедушка пошел работать в МВД, и ему, подполковнику, дали квартиру в центре. Семья стала жить с горячей водой, с ванной, с городским туалетом, и центральным отоплением. Не надо было топить печку, греть воду, ходить в общественную баню... Все складывалось как нельзя лучше, но дедушка ушел к другой. Он не развелся с бабушкой, и взял с собой только шахматы и несколько книг. Девчонки выросли. Старшая вышла замуж, и уехала с мужем в подмосковный городок, куда его распределили после института. Средняя, выйдя замуж за военного, осталась в Москве. Младшая, уехала с мужем на Дальний Восток. Сын бабушки, самый младший ребенок в семье, жил с ней. Так они и жили вдвоем.


   Стали подростать внуки, и не было ни одной недели, чтобы кто то из них, а то и все вместе, не ночевал у бабушки. Свою первую самостоятельную поездку, первоклассник Витька, совершил к бабушке. Сразу после уроков он дошел до " Бауманской", сел в метро, и выйдя на Дзержинке, сел в троллейбус. Троллейбус проехал весь Калининский проспект, гостиницу "Украина", вырулил на Кутузовский.
   Бабушка открыла дверь и ахнула. Витька улыбался до ушей и хотел есть. Борщ, солянка, пирожки с чаем. Выполз Витька из за стола, и прилег. Проснулся от хлопнувшей входной двери. Домой он ехал с мамой. С тех пор, Витька ездил к бабушке один совершенно спокойно.
    Незаметно Виктор Иванович выкурил три подряд. Воспоминания, они же как океан, если утянут, то выплыть бывает очень трудно.
   Достал из багажника шикарный букет хризантэм. Белые, плотные, пахнущие свежестью и жизнью. Мартовский снег был уже серым, и кое где, на кочках, уже проглядывала голая земля, с пробивающейся травкой.


   На могиле уже кто то был-лежали цветы. Виктор Иванович, обрезал букет, и воткнул поглубже в снег прямо у основания креста. Он всегда так делал на всех могилах. Ему казалось, что прям из его букета, поднимается крест. И это было красиво.
   Он стоял и рассказывал своей любимой бабушке последние новости. Рассказывал как живет мама, ее средняя, как правнучка, Витькина дочка, учится в институте, говорил про свои болячки...
   Отъезжая от кладбища, Виктор Иванович подсадил женщину и довез ее до станции. Она шла от своего мужа, у которого тоже в этот день был день рождения. Поободряли друг друга, пожелали друг другу здоровья. Как то все было просто в этой встрече. Сразу после кладбища, люди бывают просты, откровенны, и доброжелательны. " Мы были вами, вы станите нами." Где, как ни на кладбище, человек понимает всю бессмысленность кривляний друг перед другом. Должен понимать.

Максим Назаренко. 2016.