Найти тему
Die Geschichte mit Michel Ivanov

Обостряются противоречия между Вашингтоном и его европейскими "союзниками".

В последнее время на международной арене произошли некоторые, казалось бы, неожиданные события. Когда в ноябре 2018 года в Париже отмечалась столетняя годовщина перемирия Первой мировой войны, президент США, Дональд Трамп, пытаясь противостоять Франции и Германии, решил напомнить всем о доминирующей роли Вашингтона в Европе. В своей речи Дональд Трамп сказал, что, когда американцы высадились в Нормандии в 1944 году, "французы учились говорить по-немецки".

Комментарий Трампа можно оценивать, как ухудшения отношений между США и ЕС, а не как неуклюжую попытку заставить европейские страны увеличить свой экономический и военный вклад в НАТО. Речь Трампа заострила внимание на острых противоречиях политики ЕС и США. В первую очередь это решение ЕС создать независимую европейскую армию от НАТО. Также этот выпад был связан с тем, что Европейский Союз, а особенно Германия хотят завершить строительство Северного Потока-2 и остаться в сделке по СВПД с Ираном.

Является ли это заурядное заявление Трампа его обычной поведением, которое не имеет за собой серьёзных оснований или эта речь показала существенные проблемы между США и Европейским Союзом? Ряд экспертов сходятся во мнении, что на сегодняшний день имеются серьёзные, как экономические, так и политические противоречия между Европейским Союзом — прежде всего гегемонистской державой в Европе Германией и Соединёнными Штатами. Обострение отношений, между ЕС и США, многие связывают с кризисом капитализма. Единство позиций США и Европейского Союза на данный момент нет, во многом из-за отсутствия общего врага. Также ЕС и США ведут не всегда последовательную политику, даже по отношению друг к другу.

После победы во Второй Мировой Войне и вплоть до распада СССР в 1991 году, общей целью Европы и США было поражение коммунизма. Общая цель в виде уничтожения первого пролетарского государства, объединила западные капиталистические державы, воевавшие друг против друга в двух мировых войнах, и страны на некоторое время забыли о взаимных претензиях, для того, чтобы эффективно вести совместную борьбу против СССР.

Президент Франции Эммануэль Макрон и Президент США Дональд Трамп в Париже.
Президент Франции Эммануэль Макрон и Президент США Дональд Трамп в Париже.

Перед лицом этой высшей цели противоречия между Европой и США были отложены на второй план, в результате чего Европа перестала быть главным политическим центром мира и США с СССР стали единственными двумя мировыми сверхдержавами. В первые послевоенные годы, западноевропейские страны попали в ещё большую зависимость от США, как на политической арене, так и в экономической сфере. План Маршалла привёл к поражению коммунистических партий в Западной Европе, а появление НАТО способствовало уменьшению суверенитета стран Европы и увеличение влияния США.

После смерти Иосифа Сталина резко обострились отношения, между двумя главными социалистическими державами: СССР и Китаем. Дело дошло до того, что обе страны оказались в прямом смысле на грани войны, что существенно ослабило мировое коммунистическое движение. Стремление Китая наладить отношения с западными странами в конце 80-х - 90-х годов и исчезновение СССР с политической карты мира в 1993 году казалось бы оставили США единоличным мировым гегемоном. Дополнительными позитивными событиями для американской внешней политики стала интеграция в НАТО значительной части стран, которые до этого входили в Варшавский договор и в которых были созданы базы НАТО (основные в Германии и Косово, после исчезновения Союзной Республики Югославии).

Ещё во времена холодной войны правительство США опасалось появление сильной западноевропейской державы, которая будет обладать собственной волей, достаточной экономической и военной мощью для противостояния Вашингтону и Москве, а также, которая в перспективе может установить хорошие отношения с тогдашним СССР (или с сегодняшней Россией), что будет прямым ударом по мировой гегемонии Вашингтона. Именно поэтому ещё в 1945 году, во время Ялтинской конференции, Иосиф Сталин был против раздела Германии.

Ялтинская конференция.
Ялтинская конференция.

В Европе было несколько попыток создать государство, которое будет способно вести независимую политику, как от Москвы, так и от Вашингтона. В 60-х годах Шарль де Голль пытался сделать Францию третьим центром мира и выйти из НАТО. Но после студенческой революции в 1968 году, которая привела к отставке Шарля де Голля, Франция отказалась от идеи выхода из НАТО. В 90-х годах такой шанс был у Украины. Несмотря на то, что Украина никогда не была членом Европейского Союза, Киев имел огромный потенциал уравновесить влияние Вашингтона в Европе. Украине досталось три пограничных военных округа от Советского Союза. Также Украина не имела долги Российской империи и СССР в отличии от России 90-х годов. Огромная коррупция, языковые проблемы и непоследовательная политика Киева в виде метания в отношении Европейского Союза и России в 90-х и 00-х годах, а также уничтожение стратегических бомбардировщиков Ту-160, не позволили Украине стать державой европейского масштаба, которая могла бы определять региональную повестку дня в Европе.

17 апреля 1998 г. Советом национальной безопасности и обороны Украины было принято окончательное решение о ликвидации стратегических авиационно-ракетных комплексов Ту-95МС и Ту-160. При этом финансирование работ по их ликвидации должно было осуществляться за счёт средств, выделенных американским правительством в рамках соглашения «О предоставлении помощи Украине в ликвидации стратегического ядерного оружия и предотвращения распространения оружия массового уничтожения», подписанного 25 ноября 1993 г. между Украиной и США.
17 апреля 1998 г. Советом национальной безопасности и обороны Украины было принято окончательное решение о ликвидации стратегических авиационно-ракетных комплексов Ту-95МС и Ту-160. При этом финансирование работ по их ликвидации должно было осуществляться за счёт средств, выделенных американским правительством в рамках соглашения «О предоставлении помощи Украине в ликвидации стратегического ядерного оружия и предотвращения распространения оружия массового уничтожения», подписанного 25 ноября 1993 г. между Украиной и США.

На данный момент к большей независимости от США, стремятся Германия и Франция, но с разными целями. Германия не хочет вмешательства США в строительство Северного Потока-2, а Франция видит Россию, как потенциального союзника, против растущего влияния Китая.

Таким образом обострение отношений между США и Европейским Союзом во многом связаны из-за стремление Европы выйти из зависимости от США и самостоятельно вести политику, не опираясь на мнение Вашингтона или Москвы.

-4

Новая европейская армия и позиция США.

В Европе ряд экспертов считают, что США постепенно теряют мировое влияние и со временем гегемония Америки сойдёт на нет. Такие опасения связаны с возрастающей роли Китая в мире. Идея создания Европейской армии принадлежит Э. Макрону, который убеждён, что в скором времени, главные экономические и политические центры мира претерпят существенные изменения. Слова Э. Макрона о смерти "мозга" НАТО не случайны, они отражают европейскую обеспокоенность конца гегемонии США в Европе. France Press в одной из своих статей провело сравнение между Делийской лигой и НАТО и в своей статье напрямую поставила вопрос, какое место НАТО в Европе, после того, как США перестанет быть мировым гегемоном.

-5

Такая аналогия была выбрана не случайно, так как формально оба союза были союзом равных, но в обоих случаях с одной ярко-выраженной доминирующей стороной (Афины и Вашингтон), которая играла ключевую роль в союзе. После Второй мировой войны Соединённые Штаты стали “лидером свободного мира” и всячески представляли НАТО, именно как взаимовыгодный союз равноправных партнёров.

Европейские страны вынуждены выделять по 2% ВВП на оборону, а также за счет предоставления вспомогательных войск для развертывания НАТО. Неплохая сделка для стран, которым надоело воевать и которые предпочли сосредоточиться на восстановлении после Второй мировой войны, как в физическом, так и в социальном плане. И если отдельные страны отставали от графика уплаты пошлин, Соединённые Штаты обычно воспринимали это как ещё одно подтверждение своего превосходства и были готовы не обращать на это внимания в обмен на некоторые другие неофициальные уступки.

-6

Нынешняя администрация США явно не хочет больше платить за свою империю. Американский президент Дональд Трамп считает, что Америка должна прекратить полностью оплачивать оборону стран НАТО, особенно малые страны, которые ничего не могут предложить США взамен. Дональд Трамп готов пойти на такой шаг даже если это может разрушить НАТО.

-7

Простых американцев не так сильно волнуют противоречия с Европейским Союзом. Многие простые американские предприниматели покупают продукцию в Азии, чаще всего в Китае, поэтому отношения с Европейским Союзом, не так сильно заботит американский средний класс. Но потеря Европы не будет выгодой для Соединённых Штатов. Это никогда не было игрой с нулевой суммой, как привыкли понимать американские политики. Европа получила мир и простор для построения социал-демократии, а Соединённые Штаты получили выгодные рынки, политическую власть и значительную военную буферную зону против России, что означало, что США никогда не будут первостепенной целью российского ответного удара, подставив под этот удар страны Европы. Французское издание France Press пришло к выводу, что заявления Трампа возможно подорвало старый порядок в Европе.

Говорить о том, что после слов Трампа, в ноябре 2018 года, в Париже мировой порядок сильно изменился преждевременно. Европейский Союз не имеет такой же экономической мощи, как США, а многие страны ЕС выступают за углубление сотрудничества с Вашингтоном. Особенно это Польша и страны Прибалтики, которые рассчитывают на более тесные связи с Вашингтоном, чтобы иметь возможность продолжать антироссийский курс в Восточной Европе и на всех уровнях препятствовать усиливающемуся влиянию Москвы.

Сравнение ВВП на душу населения Европейского Союза и США. Максимальный разрыв по ВВП на душу населения между США и ЕС был зафиксирован в 2017 году.
Сравнение ВВП на душу населения Европейского Союза и США. Максимальный разрыв по ВВП на душу населения между США и ЕС был зафиксирован в 2017 году.
Сравнение роста текущего Валового Внутреннего Продукта и ВВП  на душу населения между США и Европейским Союзом. С 1980 года по 2020 год ВВП США вырос в 7 раз, а ВВП на душу населения США выросло в 5 раз. В то время, как в Европейском Союзе ВВП с 1980 года по 2020 год вырос в 5 раз, а ВВП на душу населения вырос в 4 раза.
Сравнение роста текущего Валового Внутреннего Продукта и ВВП на душу населения между США и Европейским Союзом. С 1980 года по 2020 год ВВП США вырос в 7 раз, а ВВП на душу населения США выросло в 5 раз. В то время, как в Европейском Союзе ВВП с 1980 года по 2020 год вырос в 5 раз, а ВВП на душу населения вырос в 4 раза.

Также на сегодняшний день Соединённые Штаты располагают военными базами по всему миру. Значительные силы войск НАТО размещены на восточных границах Европы. Имея постоянно дислоцированную армию в Восточной Европе, США могут в любой момент вмешаться, чтобы остановить, например, прямую военную агрессию против членов НАТО со стороны возрождающейся России.

Аргументируя возможной агрессией со стророны, Вашингтон по-прежнему может проецировать власть в регионе так, как ему заблагорассудится, что также не может отвечать интересам Европейского Союза. Не знание европейских стран, что конкретно предпримут США и призывы Д. Трампа увеличить европейским странам самим увеличить военный бюджет, в Европе всерьёз задумались о собственной армии. По сути, Трамп предоставил Европе её политическую независимость. Европейские лидеры, прежде всего президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель, восприняли новую реальность очень быстро, что должно встревожить Вашингтон.

Идея создания сильной континентальной армии принадлежит французскому президенту Э. Макрону. Впервые эту идею Макрон озвучил 6 ноября 2018 года. О том, что эта идея пришла президенту Франции не случайна. На территории Франции нет американских баз, а также Франция, одна из немногих стран Европы, которая на сегодняшний день не так сильно зависима от США и имеет большое влияние в рамках НАТО. В отличии от многих других стран Европы, Франция имеет свою собственную высокоразвитую оружейную промышленность и осуществляет свои собственные военные операции без ведома НАТО, особенно во франкоязычной Африке, не спрашивая ни у кого разрешения.

Франция использует на вооружении преимущественно собственные военные разработке. На фотографии один из самых известных французских истребителей Dassault Rafale.
Франция использует на вооружении преимущественно собственные военные разработке. На фотографии один из самых известных французских истребителей Dassault Rafale.

Французская армия почти никогда не воюет на официальном уровне. Во многих африканских войнах есть французские инструктора, однако официально Париж не участвует в этих войнах. На сегодняшний день Франция активно координирует европейские оборонные проекты там, где ей одной не хватает потенциала для поддержания целого оборонного сектора, как в случае с airpower (Airbus) и ESA (Европейское космическое агентство).

-11

В проекте создания собственной европейской армии, согласна участвовать Германия, что действительно может подорвать американское влияние в Западной Европе. В Германии к идее создания общеевропейской армии относятся на очень серьёзном уровне. На создание европейской армии, официально дала согласие канцлер Ангела Меркель. Разделяют позиции Ангелы Меркель, бывший министр обороны Германии и новый президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. Главная левоцентристская партия Германии также поддержала идею создания новой европейской армии. Последнее особенно необычно—западногерманские левые были наиболее настроены против наращивания военной мощи, по очевидным историческим причинам. Но европейская армия позволила бы Германии проецировать власть, не ввязываясь в Конституционную и политическую неразбериху реорганизации самого Бундесвера.

Существует традиционное разделение ролей. Франция-это страна с развитой военной промышленностью, Германия-деньги. Союз этих стран может существенно подрывать влияние Вашингтона. Ведущая проамериканскую политику Польша, также не против создания Европейской Армии. По мнению поляков общеевропейская армия это перспективный проект, который соответствует долгосрочным интересам Варшавы. Поляки готовы совместно с Берлином и Парижем участвовать в этом проекте, потому что у Европы нет военного потенциала. Политика Варшавы на сегодняшний день двойственная, с одной стороны Польша углубляет сотрудничество с США, чтобы иметь возможность продолжать антироссийскую политику, а с другой стороны Варшава согласна поддержать идею полной независимости Европейского Союза от США.

Против создания Европейской армии выступает нынешний президент США Дональд Трамп. Недовольство главы Белого дома можно объяснить двумя причинами. С одной стороны, будучи антиглобалистом, он в принципе враждебно относится ко всему, что касается европейской интеграции (поэтому поддерживает Brexit, солидаризируется с евроскептиками, такими как Марин Ле Пен). А единая армия ЕС — это как раз проект, направленный на углубление военной интеграции Европы. С другой стороны, Трамп все же не хотел бы выхода Старого Света из орбиты влияния США. В Вашингтоне считают, что Европа неспособна поддерживать собственную безопасность без участия НАТО. К тому же если общеевропейская армия когда-нибудь появится, она будет закупать вооружение в ЕС, а не в США, на что также рассчитывает Макрон. По словам обозревателя Le Monde Сильвии Кауфман, такой расклад станет "настоящим "оскорблением" для Трампа".

Таким образом идея создания общеевропейской армии на сегодняшний день прямо противоречит американским интересам. Согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира, в 2017 году страны ЕС (без учета Великобритании) выделили на армию 211,5 миллиардов долларов. Это чуть меньше, чем потратил на эту цель Китай (228 миллиардов долларов), а одновременно в несколько раз больше, чем потратила Россия (66 миллиардов). Разумеется, расходы европейских стран на вооружения почти в три раза уступают по объему расходам США, но ведь речь идет не о том, чтобы Евросоюз стал сразу же сильнейшей военной державой мира. Достаточно превосходить по силам соседей.

Экономические противоречия США-Европейский Союз. Строительство Северного Потока-2.

С самого начала строительства газопровода "Северный поток-2", строительство которого началось ещё в 2016 году вызвало противоречивые дебаты, как внутри Европейского Союза, так и в Соединённых Штатах. При поддержке российского "Газпрома" (который является единственным акционером), немецких Wintershall и Uniper, французской ENGIE, австрийской OMV и Royal Dutch Shell ожидается, что "Северный поток-2" расширит и удвоит существующие мощности "Северного потока-1", транспортируя российский газ непосредственно в Германию через Балтийское море.

В то время как Совет ЕС учредил то, что трубопроводы с третьими странами должны соответствовать газовым правилам ЕС, долгое время оставалось неясным, как это повлияет на "Северный поток-2" - в частности, будет ли трубопровод достроен или его строительство будет значительно отложено. 10 октября 2019 года Дания дала согласие на прокладку "Северного Потока-2", после чего, стало ясно, что проект будет завершён.

В Европейском Союзе на сегодняшний день нет единого мнения, касательно важности строительства "Северного Потока-2". Дискуссии на эту тему обострились с новой силой, после отравления Алексея Навального. Многие немецкие политики призывают Ангелу Меркель прекратить строительство "Северного Потока-2", аргументируя это тем, что строительство газопровода предполагает закупку европейскими компаниями российского газа, в то время, когда ЕС имеет очень напряжённые отношения с Россией в политической и экономической сфере. После строительства "Северного Потока-2", газ будет пущен в обход украинской территории, которая до сих пор была основным маршрутом поставок российского газа в Европу.

-12

Россия и Германия утверждают, что "Северный поток-2" - это чисто коммерческий проект, и обе стороны обещают, что Украина сохранит роль транзитной страны. Хеннинг Коте, главный проектный директор "Северного потока-2", считает, что трубопровод необходим для обеспечения растущих потребностей Европы в газе. Хеннинг Коте также сказал, что строительство "Северного Потока-2" снизит цены на газ в Европе.

Дебаты между государствами-членами Европейского Союза и непримиримая позиция США по этому вопросу превратили "Северный поток-2" не просто в экономический проект, но и в политический. Строительство газопровода ставит под сомнение общую политику Европейского Союза к России и Украине. Несогласие Польши и стран Прибалтики со строительством "Северного Потока-2" создало внутреннюю напряжённость внутри Европейского Союза, а согласие Германии довести этот проект до конца и поддержка этого проекта со стороны Франции серьёзно обострили напряжённость, между ЕС и Соединёнными Штатами.

Главной причиной несогласия США, это попытка не дать России увеличить поставки газа в Европейский Союз, так как Вашингтон планирует продавать свой собственный газ на европейский рынок. Летом 2018 года, выступая в Брюсселе президент США Дональд Трамп обвинил Германию за отказ от энергетической безопасности, которая выступает в поддержку "Северного Потока-2". Трамп отметил, что Германия «полностью контролируется Россией и что это очень плохо для НАТО». По мнению американского президента, заключение подобной сделки дало Москве огромный контроль над европейским газовым рынком. Во-многом такая позиция американского президента связана с тем, что он не желает вовлечения США в мировую политику.

Некоторые эксперты убеждены, что возможное несогласие США со сделкой, это дислокация американских войск в Германии, которая расположена для защиты от России. Вашингтон выделяет на это огромные деньги, а Германия активно торгует с Россией, от которой США должны защищать немцев.

16 февраля 2019 года, вице-президент США Майк Пенс, во время своего выступления на Мюнхенской конференции сказал, что США продолжат занимать жёсткую позицию, касательно строительства "Северного Потока-2". Во время своего выступления Майк Пенс призвал партнёров по ЕС занять консолидированную позицию, касательно отмены строительства "Северного Потока-2". Вице-президента США поддержали страны Европейского Союза преимущественно находящиеся в Восточной Европе: Польша, Венгрия, Румыния, Чехия, Словакия, Латвия, Литва и Эстония. Также речь Майка Пенса поддержала Украина и Молдавия. Обе страны не входят в состав Европейского Союза.

Чуть позже, выступая на форуме НАТО в Вашингтоне, посвящённому 70-летию создания блока Майк Пенс в очередной раз подтвердил жёсткую позицию США по отношению к "Северному Потоку-2". Майк Пенс повторил заявления президента Трампа на саммите НАТО, сделанные в июле 2019 года, что зависимость Берлина от Москвы в поставках энергоносителей возрастёт до такой степени, что Германия будет “полностью контролироваться Россией“.

Показательно, что в этом контексте Трамп пригрозил снять защиту безопасности США для Европы, если Брюссель не заблокирует строительство газопровода. Эти слова американского президента были подвергнуты ещё большей критике. Для этого нужно немного вернуться к идее независимой от НАТО Европейской армии. В случае строительства "Северного Потока-2", Д. Трамп угрожает убрать американские войска с территории Европейского Союза, но при этом Д. Трамп активно критикует идею создания европейской армии. Таким образом в случае, если Северный Поток-2 будет действительно построен и американские войска покинут Европу, то тогда Д. Трамп ускорит идею Эммануэля Макрона о создании Европейской Армии. Это наглядно свидетельствует о непоследовательной политике США.

Позиции демократов и республиканцев не сходятся по многим вопросам внешней политики США, однако касательно "Северного Потока-2" у них единая позиция. Ни республиканские, ни демократические законодатели не стесняются высказывать свое мнение о предлагаемом проекте. "Трубопровод Путина-это ловушка", - заявил сенатор-республиканец от штата Вайоминг интервью интернет-изданию Eenews, которое он дал в 2019 году по энергетике и окружающей среде в мае, добавив: "Германия, похоже, готова сунуть голову в петлю. Я думаю, что это ужасная ошибка."

Недавно сенатор-демократ Жанна Шахин из Нью-Гэмпшира объединила усилия с сенатором-республиканцем Тедом Крузом из Техаса, чтобы выдвинуть законопроект, который санкционировал бы компании, участвующие в строительстве трубопровода. Шахин утверждает, что Россия стремится использовать дешёвый газ, как способ монополизации европейского энергетического рынка, угрожая стабильности в регионе. Она говорит, что США не могут просто смотреть в другую сторону", пока Кремль строит этого троянского коня."

Жёсткая позиция США по строительству "Северного Потока-2" осложняет отношения ЕС с США и усиливает взаимное недоверие друг к друга по обе стороны Атлантики. В Европе не согласны с такой жёсткой позицией США и обоснованно считают, что Вашингтон стремится монополизировать европейский рынок.

29 июня 2020 года министр иностранных дел Германии Хейсо Маас предупредил, что отношения между США и Германией возможно уже никогда не вернуться на прежний уровень.

-13

В августе 2020 года госсекретарь США Майк Помпео заявил немецкой газете Bild, что Вашингтон создает коалицию, чтобы помешать проекту под руководством России.

Новый газопровод, который должен был увеличить поставки газа в Германию и другие европейские государства на 55 миллиардов кубометров в год, в настоящее время близится к завершению в Балтийском море. Россия была вынуждена направить собственные суда для прокладки последних километров маршрута, после того как швейцарско-голландская компания Allseas отозвала свои суда из-за угрозы санкций США в декабре 2019 года.

Эпопея с "Северным потоком-2" ещё не закончилась, но ее последствия уже пагубные. Со стороны ЕС это обнажает разногласия в отношении политики России, особенно когда речь идёт о прибыльных деловых интересах. С трансатлантической стороны "Северный поток-2" высветил нынешние политические переломы, которые породили сомнения в приверженности Соединённых Штатов европейской безопасности.

Проект "Северный поток-2" будет завершён и единственный способ сохранить последовательность для Европейского Союза и хорошие отношения с США, а также сохранить общий подход к России и Украине будет обеспечение Киева реверсными поставками газа и поддержка модернизации существующей трубопроводной системы. С другой стороны в конце 2019 года Россия и Украина смогли договорится о поставках газа напрямую на 5 лет. Этот кризис остро может стать в 2024 году, однако к этому времени градус напряжённости между Россией и Украиной может существенно снизится. Что касается внутренних разногласий и трансатлантической усталости по этому вопросу, то "Северный поток-2" ещё долго будет создавать напряжённость.

СВПД. Разность позиций Европейского Союза и США.

В июле 2015 года Иран заключил ядерную сделку с Китаем, Россией, США, Германией, Великобританией и Францией. Подписание СВПД стало главным политическим событием 2015 года. Главным пунктом СВПД было прекращение иранской ядерной программы в обмен на прекращение ограничительных мер в отношении Ирана.

После заключения сделки по Ирану, СВПД вступило в силу 16 января 2016 года. После вступлении сделки в силу все санкции наложенные ООН, США и ЕС в ядерной сфере были сняты. Однако после вступления на должность президента США Дональда Трампа в январе 2017 года, новое американское правительство с самого начало последовательно критиковать СВПД, а сам Дональд Трамп называл это соглашение " худшей сделкой в истории США". 8 мая 2018 года президент Трамп объявил, что США выходит из ядерной сделки с Ираном и будут (повторно) вводить санкции.

СВПД-Совместный всеобъемлющий план действий.

Позиция президента США Дональда Трампа о выходе США из СВПД была связана с тем, что американцы считают, что эта сделка очень выгодна Ирану, так как она позволила Тегерану наращивать свою военную мощь. Ещё до выхода из сделки Д. Трамп не раз говорил, что будет активно-препятствовать иранскому влиянию на Ближнем Востоке.

В тоже время Европейский Союз не согласился с позицией США и считает, что развал сделки приведёт к дестабилизации на Ближнем Востоке и к новой эскалации в Сирии.

В 2018 году США повторно ввели санкции против Ирана, что было негативно встречено в Европейском Союзе. Повторные санкции США в первую очередь были направлены на блокировку работы американских фирм по ведению бизнеса в Иране. Кроме того, американское правительство наложило запрет любым иностранным фирмам вести свой бизнес в Иране, что сильно ударило по Европейскому Союзу. Если компании будут продолжать вести свой бизнес в Иране, компаниям будет отключён доступ ко всей банковской и финансовой системе США и они не смогут вести свой бизнес на территории США. Компании, нарушающие санкции рискуют быть оштрафованными американским правительством.

-14

12 ноября 2018 года Иран был отключён от американской платёжной системы SWIFT, что сильно ударило по экономике Ирана, так как страна на некоторое время осталась без Евроинвестиций. Несмотря на серьёзное давление со стороны США, Франция, Германия и Великобритания не отказались прерывать свои контакты с Ираном. Намерение Европейского Союза продолжить сотрудничество с Ираном на официальном уровне было подтверждено 4 февраля 2019 года, во время заседания Совета Европы. Итогом заседания Совета Европы стало постановление о дальнейшем сотрудничестве с Ираном в тех же сферах, которые были декларированы ещё в апреле 2016 года.

Основными пунктами укрепления сотрудничества это в первую очередь политический диалог, диалог по правам человека, а также экономическое сотрудничество в торговле и инвестиции в различные сферы; сельское хозяйство; транспорт; энергетика и помощь в борьбе против изменения климата. Также Европейский Союз подтвердил свои намерения о продолжении развития гражданского ядерного сотрудничества с Ираном.

-15

В ответ на вторичные санкции США по отношению к Ирану, Европейский Союз ввёл в действие несколько мер, призванных компенсировать их эффект. Были расширены полномочия Европейского инвестиционного банка, который занимается кредитованием Ирана.

Отключение Ирана от американской системы SWIFT вынудил "Евротройку" искать альтернативные пути для сохранения своих отношений с Ираном. В феврале 2019 года совместными усилиями "Евротройки" появилась новая платёжная система, получившая название INSTEX. Компанию возглавил немецкий банкир Пер Фишер. В 2019 году проект работал в пилотном режиме и случались регулярные сбои. Однако появление такой системы продемонстрировало серьёзный интерес "Евротройки" к дальнейшему сотрудничество с Ираном.

"Евротройка"- Великобритания, Германия и Франция.

-16

Впервые сделка через платёжную систему INSTEX была совершена в апреле 2020 года. Первая транзакция была проведена для экспорта медицинских товаров из Европы в Иран. Появление этой системы позволило "Евротройке" продолжать контакт с Ираном, однако данная система полноценно ещё не заработала, что категорически не устраивает Тегеран. Многие европейские компании не хотят вести свой бизнес с Ираном и опасаются попасть под санкции США, используя эту платёжную систему. Кроме того, эта платёжная система периодически сбоит. Хотя за последние месяцы работоспособность INSTEX удалось наладить, на данный момент этой система не смогла компенсировать последствия санкций, которые правительство США продолжает применять.

-17

Не смотря на то, что появление INSTEX кардинально не улучшило отношения Ирана со странами Европы, появление этой новой платёжной системы позволило сохранить торговые отношения Ирана с "Евротройкой". Также несогласие США и Европейского Союза по поводу Ирана свидетельствует о том факте, что ЕС хочет играть более самостоятельную роль в мировых делах.

Противоречия США и Европейского Союза по статусу Иерусалима.

Острое несогласие позиций Европейского Союза и США случилось вокруг статуса города Иерусалима. Европейский Союз ещё в 14 декабря 2014 года поддержал идею признания Палестины, как независимого государства с общей столицей с Израилем в Иерусалиме. Хотя это резолюция имела рекомендательный характер Европейский Союз выступает против поселенческой политики Израиля и выступает за создание Палестины в границах 1967 года.

Отношения между Европейским Союзом и США обострились 6 декабря 2017 года, после того, как в этот день США признали Иерусалим столицей Израиля. Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху ожидал, что Европейский Союз вслед за США, также признает Иерусалим столицей Израиля и переведёт туда дипломатическую миссию. Однако Европейский Союз занял диаметрально противоположную позицию, заявив, что позиция Европейского Союза по статусу Иерусалима кристально ясна. 11 декабря 2017 года Федерико Мадерини заявила, что Евросоюз не планирует признавать Иерусалим столицей Израиля и переводить туда свои дипломатические миссии.

В январе 2020 года Трамп предложил "сделку века" Израиль-Палестина. Американский президент изложил своё видение решение конфликта на 180-страничном документе. Главными пунктами несостоявшегося предложения, это было взаимное признание Израиля и Палестины в обмен на взаимные уступки. Территорию Палестины, состоящую из сектора Газа и Западного берега реки Иордан, предлагается неразрывно связать скоростным транспортным сообщением - таким образом, по словам Трампа, территория арабского государства должна увеличиться вдвое. В то же время, как подчеркнул американский лидер, США твердо намерены признать законными еврейские поселения на оккупированных палестинских землях на Западном берегу реки Иордан, то есть таким образом признать за Израилем земли, захваченные им после 1967 года.

Главной причиной, почему Европейский Союз не признал американское предложение, это то, что ЕС не признаёт границы Израиля, после 1967 года. В феврале 2020 года Европейский Союз подтвердил свою позицию о статусе Иерусалима и на официальном уровне отверг американскую "сделку века".

"Европейский союз имеет чёткую и единую позицию по Иерусалиму. ЕС по-прежнему твердо привержен решению о двух государствах, причем Иерусалим является столицей как государства Израиль, так и будущего государства Палестина."

Также Европейский Союз не принял предложение американского президента создать Палестинскую столицу в Восточном Иерусалиме под названием Аль–Кудс, где США “с гордостью” открыли бы посольство.

4 сентября 2020 года произошла историческая встреча между президентом Сербии Александром Вучичом и премьер-министром непризнанной Россией Республики Косово премьер-министром Авдуллой Хоти.

Церемония подписания соглашения между лидерами Сербии и Косово в Белом доме, 4 сентября 2020 года. Joyce N. Boghosian / The White House
Церемония подписания соглашения между лидерами Сербии и Косово в Белом доме, 4 сентября 2020 года. Joyce N. Boghosian / The White House

В ходе встречи было заключено историческое соглашение об экономическом сотрудничестве между Белградом и Приштиной. Но не только заключением экономического сотрудничества была примечательна это сделка. Сербия и Косово признали столицей Израиля город Иерусалим и заявили о готовности разместить свои дипломатические миссии в Западном Иерусалиме. Европейский Союз отреагировал на это заявление 7 сентября 2020 года. В официальном заявление Европейского Союза было полное разочарование от такого соглашения и Брюссель заявил, что на данный момент перспективы Сербии и Косово стать членами ЕС сильно подорваны.

Это прямо указывает на то, что Европейский Союз прямо не согласен с американской позиций и будет отстаивать свои интересы более агрессивно, вступая в прямые дипломатические конфликты с США.

Заключение:

На сегодняшний день Европейский Союз имеет нестабильные отношения с США. С одной стороны по многим вопросам позиции США и Европейского Союза совпадают. Это позиция по протестам в Белоруссии и Украине. Но также нельзя игнорировать растущую напряжённость между Европейским Союзом и США по вопросам создания общеевропейской армии, Ирану и статусу Иерусалима.