Найти тему
ТО ЗЕНИТ

(63) Немного об интуиции и постижении

От нашей соратницы, изучающей работы Шалвы Амонашвили в рамках проекта Гуманная педагогика, пришёл отрывок из его книги “Оценки”

“Добрый вечер, дорогие друзья!
Параграф 55 (книга «Оценки» Ш.А. Амонашвили)
О воспитании мысли и ответственности за свои мысли
Конечно, легко учить ученика логическому, диалектическому, абстрактному, "критическому" или образному мышлению, чем воспитывать в нем саму мысль или, говоря иначе, дисциплину мысли и помочь ему сделаться царем мысли и творцом эволюции.
Мысль проявляет своеволие и ее трудно обуздать, она проявляет хаотичную свободу в духовном мире человека, любит ускользать, любит незаметно навязывать человеку свои образы, увлечь его внимание в разные стороны, появляться и исчезать, умеет, как молния, озарять сознание или вызывать забвение. Поощряемая чувствами или сама поощренная ими, толкает человека на разные поступки, среди которых многие могут быть "глупыми". Мысль не всегда в ладах с волею своего хозяина. Но если он овладеет ею - он становится "всемогущим". Однако Живая Этика предупреждает: "Каждый может представить себе тот ужас, когда сила мысли достанется злонамеренному человеку. Потому нравственное образование должно предшествовать учению о мысли. Невозможно ограничиться внешними приемами познания силы мысли, иначе мы будем творить злых колдунов". Но если человек овладеет мыслью и растворит в ней чистую любовь, он будет благодетелем мира. Человек, знающий науки, - еще не совершенный, он должен стать мыслящим, любящим и устремленным к высшим целям.
Перед гуманным образовательным процессом стоит именно такая задача. Он должен быть полностью пронизан идеей воспитания мысли. Идея должна содержательно отразиться в образовательных курсах, а самое главное, сами учителя, воспитатели, родители должны быть устремлены к совершенствованию своего сознания, духовного мира, своих мыслей.
Воспитание мысли должно происходить последовательно, терпеливо, упорно, с переживаниями радости из-за даже малейшего достижения.
В содержательном смысле оно может охватить следующие вопросы.
1. Духовно-нравственное развитие.
Упор делается на творение общего блага, на служение, преданность, дарение людям радости, на понимание, прощение, сочувствие, единение, на творящее терпение, на творчество, на сотрудничество. Эти тенденции готовят почву в сердце и сознании воспитанника для понимания и принятия сути мысли.
2.Чистомыслие.
Воспитаннику прививается идея, что мысли человека есть его дары человечеству. Его светлые, добрые, прекрасные, сердечные мысли и соответствующие им дела помогают людям и ему самому находить счастье в жизни, возвышаться, служить эволюционному движению. Чтобы стать светломыслящим, надо освободить себя от самости, гордыни, от зависти и злобы, от чувства собственности, от раздражения и гнева. Восточная мудрость гласит: "Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к истине".
3. Ответственность за свои мысли.
Воспитанник осознает и впитывает закон причин и следствий. В нем развивается умение видеть в следствиях причины и выбирать причины для благих следствий. Он осознает влияние собственных мыслей на окружающий его мир и на отдаленные времена и пространства. Упражняется в предупредительности не допускать в сознание мысли, которые могут приносить беду другим и ему самому. Надо принять мудрость Востока: "Крылья счастья даны лишь возвышенным мыслью".
4. Полюбить мышление.
Воспитаннику дается возможность пережить в себе процессы мышления как ступеньки роста ума, утончения чувств, новых открытий, вхождения в высшие реальности; понять силу мысли в возбуждении собственной воли с целью преобразования материального мира и утверждения будущего; вкусить радость творчества и созидания прекрасного, полезного; убедиться, что именно мысль и любовь делают его Божьим существом и сопричастным к Божьим помыслам, бессмертным; ощутить возможность объять Вселенную и пережить радость, что он Человек и наделен мыслью. Полюбить мышление - значит жить в царстве мысли, беречь и совершенствовать ее в себе.
5.Будущее мысли
Молодой человек с детства приучается к тому, что наука о мысли в ближайшем и отдаленном будущем привнесет миру открытия, которые резко изменят образ жизни людей, их мировоззрение, их отношение к миру материальному и миру духовному. Люди поймут связь между земной и небесной жизнями, их единство, поймут, что смерти нет, а есть вечная жизнь. Людям станет ясно, что они вселенские существа и перед ними, перед каждым открывается вечный путь познания и совершенствования. Наука о мысли упразднит многие аппараты, к которым они сейчас привязаны. Люди научатся общаться между собой мысленно независимо от расстояния, открывать новые законы мироздания и природы через развитое чувствознание, с помощью мысли материализовывать вещи и свободно перемещаться в пространстве. Наука о мысли шагнет еще дальше и нам трудно вообразить сегодня ее отдаленные перспективы.”

Интересным в нём помимо всего прочего является термин “чувствознание”. Раскроем некоторые мысли, вслух возникшие на базе соприкосновения с этим термином в рамках присланных текстовых выдержек.

Обучение и понимание предмета на основе того, что названо чувствознанием, в системе образования и самообразования будущего, будет одним из ключевых моментов, определяющим качество образовательного процесса. Книжное текстуальное знание и знание, получаемое через уроки и лекции от преподавателя, имеют ряд недостатков, компенсировать которые, оставаясь в рамках текстуального и аудиального образования, невозможно. Особняком стоит подход, опирающийся на непосредственный практический опыт, но и он ущербен, так как невозможно охватить в непосредственном практическом опыте весь спектр образовательных программ.

Выходом является переключение на такой способ образования и самообразования, когда книжное текстуальное знание и лекции в совокупности с неким практическим опытом будут дополняться опосредованным практическим опытом, который есть ничто иное как получение информации в постижении и интуиции или в терминологии Амонашвили - чувствознание.

Чувствознание включает в себя и интуитивный канал восприятия информации и канал чувства меры, воспринимающий Матрицу с большой буквы - МСББ - который по сути своей есть инструмент постижения. То есть не только постижение, но и некие интуитивные потоки информации включены в чувствознание, но основным в чувствознании видится именно постижение.

Интуиция и Постижение это разные информационные потоки

Одно из отличий постижения и интуиции рассмотрим на примере с восприятием формы.

Постижение - это моё восприятие, я воспринимаю, как бы щупаю щупальцами форму. Постижение - это я “руками трогаю предметы” и получаю представление о форме.

А интуитивное восприятие - это когда форма предмета возникает у меня внутри не касаясь его. Но интересно знать, что постижение для интуитивного восприятия является источником стереотипов, опираясь на которую интуиция может быть понята. Интуитивное восприятие формы возникает только на основе тех форм, которые уже есть в моей психике. То есть, чтобы получить уже какое-то интуитивное восприятие какой-то формы, мне надо иметь базу данных форм, то есть мне надо очень много чего “пощупать руками” и сформировать у себя представление о разных формах и тогда, уже опираясь на эти представления, как на язык, интуиция сможет мне что-то сказать и даже дать ту форму, которой нет в базе, но которую можно понять именно благодаря этой базе данных форм.

Сказанное не следует понимать, что интуитивная информация не несёт ничего нового и только рекомбинирует имеющееся. Нет, рекомбинацией имеющегося занимается интеллект. Именно он не может нести ничего нового, кроме разных комбинаций имеющихся частей. А интуиция как раз таки может и несёт нечто новое в себе, но дело в том, что её ещё нужно понять. А вот понимание этого чего-то нового, как раз и опирается на имеющуюся базу данных. В этом отличие опоры на имеющуюся базу данных у интеллекта и интуиции.

Поэтому, если говорить об интуиции в целом, нужно изучать разные системы знаний, изучать разные стереотипные базы и материалы, и тогда можно будет понимать интуицию.

О силе интуиции

По поводу силы интуиции следует сказать, что на самом деле есть два типа интуиции при восприятии интуитивной информации от Творца, например. И то, что мы называем интуитивным ощущением, или совестью, или стыдом, на самом деле это не то, что мы воспринимаем от Творца.

То, что идёт от Творца - оно очень тихое и очень ненавязчивое. Но есть ещё наша внутренняя реакция на то, что идёт от Творца. Вот на это тихое и ненавязчивое возникает внутренняя реакция, и секрет в том, что вот эта внутренняя реакция и ощущается нами, как сама интуиция.

И когда человек гасит совесть, гасит интуицию, он гасит именно вот эту внутреннюю реакцию свою, то есть вторичную реакцию на первичную интуицию. И вот эта вторичная реакция действительно бывает или громкая, или тихая, или очень развитая, синхронно-резонирующая с интуицией, или не очень резонирующая. Но сам голос интуиции/совести/стыда от Творца всегда тихий. То есть то, что от Творца - оно всегда тихое без исключения. А вот то, как мы на это реагируем через вторичную реакцию, вот это уже меняется, вот это мы можем как раз регулировать.

То есть по сути я получаю интуицию от Творца в виде тихого-тихого голоса и либо усиливаю это своим внутренним ощущением, своей внутренней реакцией, либо не усиливаю, пытаясь сделать так, чтобы это я не услышал, как бы чтобы вот этой вторичной реакции не было. Субъект может начать отравлять свои нейронные и биополевые носители интеллекта, например, чтобы загасить свою вторичную реакцию на совесть, но он не может загасить саму совесть. Он может только вот эту вторичную реакцию каким-то образом пытаться загасить или исказить. А сама совесть не останавливается, она говорит и говорит, и поэтому человек, например, превращается в алкоголика. Если бы гашение и выключение шло именно самой совести, а не вторичной реакции, то он один раз бы просто загасил её и всё. Но нет, не получается, потому что всё время этот голос продолжает говорить.

Поэтому, когда человек говорит: “Я громко слышу интуицию” (открытый вопрос - от какого источника?), “Я громко слышу голос Бога” (не менее открытый вопрос - Бога ли?), он имеет в виду, что его вторичная реакция на тихий голос настроена так, что она усиливает этот тихий голос, как увеличительное стекло. Вот это увеличительное стекло мы субъективно и называем интуитивной информацией: совестью, стыдом и т.д.

С чем это можно сравнить. Допустим, стоит человек на сцене и говорит что-то, вот это речь, это совесть, это интуиция. А вторичная реакция - это система микрофона и динамиков, которые многократно усиливают его голос. Человек, который говорит - это от Бога, а микрофон и динамики - это собственная психика. Когда человек гасит интуицию, он гасит именно микрофон и динамики, но говорящего он не может загасить, говорящий всегда говорит тем голосом, который у него есть, обычным голосом говорит и всё. А вот микрофон и динамики, их можно усиливать или ослаблять, качество улучшать, уменьшать и т.д.

Когда мы говорим, что меня сильно мучает стыд, сильно мучает совесть, сильное озарение интуитивное, мы имеем в виду именно нашу вторичную реакцию, ее настроенность. А сам интуитивный голос, который к нам приходит Свыше, он такой же и 40 лет назад, и сейчас.

В этом одно из проявлений свободы воли человека. Он может выбирать: входить в подобие свойств, то есть настраивать вторичную реакцию в согласии с совестью или не входить, и, таким образом, слышать интуицию или не слышать, слышать совесть или не слышать.

Это одна из причин по которой существуют безсовестные люди и не очень безсовестные, есть люди интуитивные и есть не очень интуитивные. Это именно внутренние свойства, а не сама совесть или интуиция непосредственно присутствует или отсутствует.

О громкости Интуиции и экзамене на самостоятельный выбор добра

Конечно для научной точности стоит сказать, что интуитивный голос, голос совести и прочее, именно первичные, не вторичные, которые в нашей психике возникают, а первичные, они могут тоже иметь некоторый диапазон громкости, но это всё равно в рамках голоса человека, скажем так. Диапазон от шёпота до крика, это всё равно очень тихо по сравнению с тем, как динамики орут в концертном зале.

А сама совесть и интуиция условно как бы не останавливаются, но на самом деле они только говорят по целесообразности и могут выключаться. Потому что Творец как личность выключает совесть именно в случае отсутствия необходимости. Если необходимости нет, то Он не граммофонная пластинка же, Он останавливает Своё повествование.

И это может сопровождать в том числе период падения. То есть в период падения выключается совесть для того, чтобы субъект хорошенечко упал, то есть не тормозил себя совестью.

А бывает совесть выключается в период подъема. Для того, чтобы субъект максимально наслаждался, не испытывая никаких сомнений в своей деятельности.

Бывает, совесть выключается при деградации, для того, чтобы субъект по-настоящему сдеградировал и для того, чтобы субъект своей собственной волей решил - он хочет деградировать или он хочет прогрессировать. Ведь деградировать, когда мучает совесть, это сложно, и здесь на самом деле нет выбора. То есть ты деградируешь против совести, но ты понимаешь, что это неправильно, нет выбора между добром и злом, ты сразу знаешь, что это зло. А когда ты деградируешь и тебя совесть не мучает, то здесь ты можешь сам выбрать, добро это или зло, несмотря на отсутствие совести.

Например, пристаёшь к чужой жене и не чувствуешь в этом ни капли угрызений совести. И сам своим внутренним решением без поддержки Свыше, то есть без угрызений совести, ты должен принять решение, а вот добро ты сейчас делаешь или зло. Хотя совесть молчит, ты испытываешь только радость, удовлетворение, счастье и прочее. Если несмотря на полное ощущение радости, счастья, комфорта, ощущения правильности без малейших сомнений в таком действии, ты, опираясь на знания из прошлого и веру, что это правильно, выбираешь правильное, смотря что является правильным в данный момент. Правильным является, например, прекратить. То тогда ты входишь в подобие свойств с Творцом опять, в подобие свойств, потому что самостоятельно выбрал, что добро, а что зло, и сделал это правильно причём, то есть выбрал правильное, правильно оценил, что есть зло. И, несмотря на отсутствие каких-то помех, самостоятельно без всяких каких-то мотиваторов, кнутов и пр. выбрал поступать правильно. Ты входишь в подобие свойств с Высшим.

И это один из экзаменов, после которого тебе открывается управление мирозданием, через тебя начинается управление мирозданием. Ты можешь начать влиять на разного рода процессы вокруг себя, жизни других людей, погоду, вплоть до воскрешения умерших. Почему святые воскрешали умерших - они этот экзамен сдавали. Но это один из экзаменов для выхода на уровень управления мирозданием, один из экзаменов на эту компетенцию. Там их несколько, можно их отдельно обсудить. И когда субъект сдаёт эти экзамены - он выходит на этот уровень как раз. А когда не сдает - не выходит.

__

25.10.2020

~~~

Поддержать проект:

Яндекс Кошелёк 410 0167 4437 6467

Сбербанк 2202 2016 7950 0187

#интуиция #постижение #совесть #голосбога #амонашвили