Статья об Алексее Макаровиче Смирнове - советском актере театра и кино, заслуженном артисте РСФСР. Казалось, смешить людей – настоящее призвание этого актера. Появление Алексея Смирнова и на публике, и на экране всегда сопровождалось взрывами смеха. Для зрителей он так и остался Федей из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»! Крупным, забавным и таким родным! Но настоящий Алексей Смирнов был совсем другим – фронтовик, любящий сын, знаток японской поэзии. Это актер, для которого комедийное амплуа стало настоящей драмой.
В 1960 году снимался фильм «Полосатый рейс». В одном из эпизодов матрос Кныш должен потянуть за хвост живого тигра. Этот трюк выполняется без участия дублера. Исполнитель роли матроса, актер Алексей Смирнов, несколько недель уговаривал режиссера разрешить ему сделать все самому.
И пока его коллеги обливались холодным потом, Смирнов хохотал. И дело не только в том, что он тщательно готовился к этой сцене и месяц исправно подкармливал хищника. Бывший фронтовик Алексей Макарович давно научился держать эмоции под контролем.
Под маской клоуна
Дядя Леша, Макарыч, как называли его коллеги, кажется, все был способен превратить в фарс. Но именно смешной внешний вид вышел актеру боком. В его случае форма полностью разошлась с содержанием. Никто и подумать не мог, что в жизни Алексея Смирнова может быть что-то не так, что он умеет не только смеяться.
Ни у кого не вызывало сомнений, что у такого весельчака и жизнелюба обязательно должны быть жена и дети, а еще друзья-приятели и дом, всегда полный гостей. Казалось, актер всегда был открыт к новым знакомствам и настроен на общение. Но на самом деле у Алексея Смирнова не было никого. Кроме мамы.
Анна Ивановна, мать Алексея, пережила блокаду. Еще долгие годы после окончания войны она заклеивала окна в комнате четырьмя полосками белой бумаги. Но самым страшным ударом для нее стала смерть младшего сына Аркадия, брата актера. Он погиб в самом начале войны. От этого горя Анна Ивановна так никогда и не оправилась.
Вот почему по возвращении с фронта Алексей нашел не знакомую ему сильную духом мать, а полностью сломленную женщину. Ни секунды не раздумывая, он целиком взял на себя заботу о матери. Анна Смирнова, конечно, была женщиной с характером. И у посторонних могло сложиться ощущение, что это она испортила сыну личную жизнь, полностью подчинила себе, отвадила от него тех немногих невест, что были. Но в этой истории все гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Подробностями своих отношений с женщинами актер не делился ни с кем. Ходили слухи, что до войны у него была невеста, что она дождалась его с фронта, но он якобы сам отменил помолвку. Тяжёлая контузия, полученная в бою, привела к тому, что Смирнов потерял возможность иметь детей. Вернувшись с фронта, он отказал своей возлюбленной в продолжении отношений, и об истинной причине она узнала лишь много лет спустя.
Скрываясь за маской балагура-весельчака, Алексей сильно страдал из-за своей внешности. Крупный, с неправильными чертами лица, одевался он нарочито просто и выглядел порой неопрятно. Вечно ходил в грубых, широких брюках и рубашке с расстегнутым воротником. На большой размер актера достаточно сложно было подобрать что-то элегантное. Да и некому было эту одежду выбирать, подгонять под размер и отглаживать.
Но свои комплексы и нереализованные желания Алексей сумел загнать очень глубоко. На людях актер, как ни в чем не бывало, продолжал шутить и балагурить. Именно внутренний стержень позволил Алексею Смирнову пройти всю войну и не сломаться. Он начинал рядовым, дослужился до лейтенанта. Ходил в разведку, бывал в немецком тылу, брал гитлеровцев в плен. Но в мирной жизни эту страницу своей биографии актер старательно скрывал.
Алексея призвали в армию в 1940 году. Ему было двадцать лет, и он только начал служить в Театре музыкальной комедии в Ленинграде. Актер с нетерпением ждал окончания военной службы и мечтал о возвращении на сцену. Но все его планы разрушила война.
Среди товарищей сержант Смирнов прослыл веселым и общительным человеком. Правда, не без доли экстравагантности. Бывало, что он своевольничал и не хотел подчиняться глупым, с его точки зрения, приказам командиров. Но обычно актеру и это прощалось за умение смешить. Ведь в художественной самодеятельности своего полка, как и в кино, он был настоящей звездой. Естественно, в соответствующем комедийном амплуа.
Алексей Смирнов никогда не бравировал своим военным прошлым. Он редко что-то рассказывал, не любил делиться фронтовыми воспоминаниями с посторонними. Но даже те немногие, кто слышал о войне от самого актера, отмечали одну общую черту. В этих рассказах никогда не было боли или пафоса. Зато всегда присутствовал юмор.
Сложно сказать, какой след война оставила в душе Смирнова. Внешне складывалось ощущение, что он сумел оставить ее в прошлом. Единственная военная страничка, которую актер не захотел переворачивать, это воспоминания об участии в полковой самодеятельности.
Лишь однажды актер не сумел сдержать чувств на публике. Дело было в 1977-ом в одном из омских кинотеатров, где собрались сотрудники киностудии «Ленфильм». Смирнов как раз вышел на сцену, чтобы рассказать о забавных моментах съемок. Он уже надел на себя так хорошо знакомую зрителям маску клоуна.
И вдруг слова застряли в горле. На одном из первых рядов актер увидел своего фронтового командира Ивана Сальцина. У Смирнова потекли слезы, а зал, думая, что готовится какая-то особая шутка, начал заранее смеяться. Актер не прекращал рыдать, а зал хохотал еще громче. И тогда Сальцин вынужден был подняться на сцену. Они обнялись, и командир стал рассказывать о подвигах своего боевого товарища по минометному полку.
Война не только лишила Алексея Смирнова брата и сломила мать. Она сильно отбросила его назад в плане актерской карьеры. Пришлось довольствоваться второстепенными ролями в Ленинградском театре музкомедии. А на фронте актер мечтал о большом кино и драматическом амплуа.
В кино Смирнов выстрелил лишь в начале шестидесятых - благодаря своей колоритной внешности и режиссеру Леониду Гайдаю. Леонид Иович тогда снимал первый советский вестерн «Деловые люди» и доверил малоизвестному актеру роль в одной из киноновелл. В результате новелла «Вождь краснокожих» получилась самой смешной в картине. А Смирнов, исполнивший роль добродушного увальня и похитителя детей Билла, хорошо запомнился зрителям.
Гайдай вообще любил открывать миру талантливых комедийных актеров. И он их очень любил. Режиссер как-то заполнял шуточную анкету и в графе «семья», помимо жены и других родственников, написал неразлучную кинотроицу: Вицина, Никулина, Моргунова, а заодно и Смирнова.
Следующий фильм Гайдая, «Операция «Ы», принес Смирнову настоящий успех. Хулигана и тунеядца Федю цитировали на каждом углу. На сыгравшего его актера Смирнова обрушилась всенародная любовь. В родном Ленинграде он стал местным героем. Его узнавали на улицах, в кафе, магазинах. Когда он переходил дорогу на Невском, весь транспорт останавливался, поэтому он шуточно называл себя «светофором».
Зрителю нравились простоватые и неуклюжие герои Алексея Смирнова. А сам он ассоциировался исключительно с шутками и смехом. Буквально в одночасье 45-летний актер превратился в настоящую звезду. Нежданная слава в таком зрелом возрасте - было от чего закружиться голове. Но Алексей Макарович легко выдержал это испытание медными трубами. Самое удивительное, что всеобщее признание, которого он так долго ждал, актера явно тяготило.
Популярность Смирнова была особого рода. Он не годился в секс-символы, не вызывал желания подражать, не был похож на интеллектуала. Зато каждого второго тянуло поговорить с тунеядцем и пьяницей Федей за жизнь. Его считали своим рабочие и шоферы, а актер совершенно не был готов к такому свойскому общению.
Всенародная слава Алексея Макарыча никак не соответствовала представлениям обывателя о жизни знаменитых артистов. А отсутствие информации всегда порождает слухи и сплетни. Так, его считали закоренелым алкоголиком, хотя пьяным его ни разу не видели даже коллеги. Кроме того, его часто «женили» на какой-нибудь актрисе, чаще всего называя Наталью Крачковскую.
С мечтой о серьезных ролях
После «Операции «Ы» Смирнов был у режиссеров нарасхват. Правда, использовали его однобоко – только как комедийного актера. Однажды, получив очередное предложение сыграть недотепу, актер не выдержал и воззвал к режиссеру: «За что ты меня так?» Ответ не заставил себя ждать: «За рожу твою – вот за что».
Алексея Смирнова определенно можно назвать востребованным актером. За двадцать лет он снялся более чем в семидесяти фильмах. Но в послужном списке артиста нет ни одной главной роли и почти нет драматических. С первого взгляда могло показаться, что самого Смирного в его кинокарьере устраивало абсолютно все. На съемочной площадке он четко следовал указаниям режиссера, не требовал к себе особого внимания и выкладывался полностью.
Но он отнюдь не был безотказным актером. Беспрекословно он подчинялся только тем режиссерам, с чьим творческим видением был абсолютно согласен. Зато к режиссерам, которым удалось с ним сработаться, Смирнов относился удивительно трепетно. Например, для супруги любимого им Леонида Гайдая он приготовил сюрприз со смыслом. Зная, что Нина Гребешкова любит собак, он из дерева вырезал для нее фигурку песика.
Смирнову в его комедийном амплуа было тесно. Он мечтал совсем о других ролях, но отказаться от эпизодов не мог – без актерской работы он себя не мыслил. Но иногда и у непробиваемого внешне Смирнова случались срывы. Как человек очень ранимый, он слишком близко принимал все к сердцу.
Например, однажды Наталья Крачковская, увидев, как Смирнова окружила стайка женщин, решила всех разыграть и изобразила его разгневанную жену. Она подошла и стала отчитывать его, мол, бегом отправляйся домой, там дети некормленые, а младшенький опять мокрый. На этот розыгрыш Смирнов очень обиделся, и Крачковская ничего подобного больше себе не позволяла.
Если другие актеры в опасных или технически сложных сценах просили пригласить дублера, то Алексей Смирнов принципиально все делал сам. Он бегал на четвереньках, лежал в обнимку с живым львом, таскал тигра за хвост, часами стоял в болоте, кишащем пиявками. Зачем он это делал? Отнюдь не ради бравады или желания выслужиться перед режиссером. Просто никому постороннему свою роль, пусть и второстепенную, доверить он не мог.
В компании киношников актер был так же одинок, как в жизни. С ним с удовольствием работали, смеялись над его шутками, но свободное время предпочитали проводить в своей компании, куда Макарычу вход был заказан.
Алексей Смирнов как будто нарочно делал все, чтобы поддержать свое амплуа простака-комедианта. Например, в фильме «Весенняя сказка» его герою по сценарию предстояло проснуться рядом с медведем. В целях безопасности зверь должен быть в наморднике, замаскированном бутафорской шерстью. Однако актер напоил дрессировщика и снял с животного намордник. И снимался так.
От страха почти вся киногруппа поразбежалась. На съемочной площадке остались лишь мужественный оператор, недоумевающий медведь и хохочущий Смирнов. Сам Макарыч остался очень доволен этой проделкой. Вот только протрезвевший дрессировщик заявил, что с этим актером работать больше не будет никогда.
Получить драматическую роль актеру мешала исключительно комичная внешность. Но в обычной жизни Макарыч совсем не был таким простаком и неучем, каким казался на экране. Актер великолепно разбирался в витиеватой японской поэзии, но совсем не кичился этим знанием. Просто жил своей внутренней жизнью, в которую никого не пускал. Когда он читал танка, у него даже лицо преображалось.
Смирнов изучал историю, философию, интересовался новостями науки и даже политикой. В частности, критиковал наше правительство, но не в общих чертах, как все умеют, а с конкретикой. Литература была настоящей страстью Алексея Макаровича. Из всех местных актеров он считался самым активным подписчиком литературных журналов и книг. Вся его небольшая комната в коммуналке была в стеллажах, заполненных самыми разными изданиями.
Алексей Смирнов мечтал о собственных детях. Ведь он так легко находил с ними общий язык. Режиссеры видели в нем человека, способного расположить к себе малышей, и часто приглашали сниматься в детских картинах и фильмах-сказках.
В фильме «Айболит-66» актер настолько ярко исполнил роль веселого разбойника, что затмил самого главного злодея. Режиссеру Ролану Быкову на монтаже пришлось даже вырезать несколько сцен с участием Смирнова. Но детям веселый разбойник все равно запомнился и полюбился. А сам актер просто млел от внимания юных поклонников.
Даже хобби Алексей Смирнов выбрал такое, чтобы можно было порадовать детвору. Помимо книг, его небольшая комната была буквально завалена корягами – материалом для его поделок. Сам актер шутил, что ходит за ними на охоту на берег Финского залива.
Всю свою нерастраченную отцовскую любовь Алексей Макарыч перенес на своего лучшего друга - режиссера и актера Леонида Быкова. Коллеги часто подшучивали, что, несмотря на небольшую разницу в возрасте, Смирнов смотрит на Быкова, как мать на дитя. Казалось, их свела сама судьба.
Но главное, именно Быков сумел разглядеть в дяде Леше глубокий драматический талант. Он стал единственным из всех режиссеров, не побоявшихся снять Смирнова в военном фильме, да еще и не в комедийном амплуа.
Парадокс, но фронтовика Смирнова почти не снимали в военных фильмах. А если и давали роли, то исключительно комедийные. Режиссеры понимали, что актера с такой внешностью худсовет не утвердит. А если и получится проскочить, потом проблем не оберешься.
Но у Леонида Быкова имелось глубокое режиссерское видение. Он первый понял, что роль механика в кинокартине «В бой идут одни «старики» создана словно специально для Смирнова. Режиссер даже назвал этого героя Макарычем и задался целью пробить актера в свой фильм. Однако начальство из Госкино возражало. Еще и кинопробы на фильм получились крайне неудачными. Но Быков сумел настоять на своем.
В картине есть сцена, где механик Макарыч перед полетом сначала играет с «Маэстро» в «камень, ножницы, бумагу», а когда тот уже запрыгивает в самолет, быстро крестит его. Изначально этого эпизода в «Стариках» не было. Он появился благодаря Алексею Смирнову и взят из настоящей военной традиции. Наконец-то актер играл личность, близкую и понятную ему.
Когда фильм вышел, публика и критики ахнули. Мало кто ожидал, что механик в исполнении Смирнова получится таким проникновенным. Но клише оказалось сильнее. Быкову запретили брать его на съемки другого военного фильма – «Аты-баты». Режиссер, правда, не собирался сдаваться. Он пообещал своему другу, что обязательно даст ему серьезную драматическую роль в фильме о войне.
И Быков наверняка сдержал бы данное слово, но тут вмешался рок. 11 апреля 79 года он погиб в аварии. Для Алексея Смирнова эта новость стала страшным ударом, пережить который он не смог. Казалось, он предчувствовал собственную смерть. Своего лучшего друга актер пережил всего на месяц. Сердце Алексея Смирнова перестало биться 7 мая 79 года. До праздника великой Победы Макарыч не дожил всего два дня. Ему было 59.
Наш герой не был тем актером, чье имя навсегда запоминает зритель, или тем, кому посвящают большие статьи в энциклопедиях о кино. Зато он был тем актером, чьи герои и через десятилетия после его смерти заставляют людей улыбаться.
Алексей был очень светлым и добрым человеком, никому не мог отказать в любой просьбе. Умел удивительно располагать к себе. А ещё был трогательным и каким-то незащищённым. Да, он был одиноким, но на эту тему старался не распространяться.
— Наталья Крачковская
Он был великой скромности человек. Он о своих подвигах никогда не рассказывал. Но награды, ордена Славы говорят сами за себя. И медаль «За отвагу». Он недюжинного мужества был человек: не ныл, не плакался, он улыбался, он смеялся, он нас смешил. Великой щедрости дар.
— Елена Санаева
Приуменьшать его вклад очень самонадеянно и глупо, это всё равно что с презрением относиться к реке, уважая только океан. Это довольно чистая река. Он типичный пример Лицедея. Место, которое он занял, было вакантно до него и остаётся таковым поныне. Наверное, закономерно, что он так рано умер, не выдержав этой жизни, этого одиночества, этой неприкаянности. Он ничего не видел, кроме кино, кроме съёмочной площадки, сырой простыни и гостиницы…
— Ролан Быков
Оцените пост лайком и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ
Будем вам признательны за репосты наших статей в СоцСети
Другие статьи нашего канала
- 5 ЗНАМЕНИТОСТЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ ВЫДЕРЖАЛИ ИСПЫТАНИЙ И СВЕЛИ СЧЕТЫ С ЖИЗНЬЮ.
- ВЕРА СОТНИКОВА - МЕЧТА МИЛЛИОНОВ МУЖЧИН БЫЛА ЗАМУЖЕМ ЗА ДВОРНИКОМ
- ФИЛЬМ "ИНТЕРДЕВОЧКА": ПЛЕЯДА ЗНАМЕНИТЫХ АКТЕРОВ, КОТОРЫЕ УШЛИ ИЗ ЖИЗНИ.
- УСПЕХ "ПО БЛАТУ": АКТРИСЫ, КОТОРЫХ "НАВЯЗАЛИ" И ПРОДВИНУЛИ В КРУПНЫЕ ФИЛЬМЫ.
- НАТАЛИ ВУД ДРАМАТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И СТРАННАЯ СМЕРТЬ АКТРИСЫ
- ТАЙНЫ АКТЕРСКОЙ ДИНАСТИИ ЕФРЕМОВЫХ: КТО ИЗ СЕМЬИ ОСТАЕТСЯ В ТЕНИ ЗНАМЕНИТЫХ АРТИСТОВ