Найти тему

История общественного транспорта Костромы, ч.2

Первая часть тут

Транспорт в послевоенное время

В марте 1948 года в газете «Северная правда» было опубликовано расписание работы городских автобусов. Существовало 3 маршрута. 1-й автобус курсировал между железнодорожным вокзалом и фабрикой им. В. И. Ленина (БКЛМ); 2-й между железнодорожным вокзалом и фабрикой им В. М. Молотова (она же Фабрика имени Октябрьской революции, сегодня промзона на ул. Коммунаров). Эти автобусы действовали с 5 часов утра до 23 часов вечера. 3-й маршрут – от маслозавода (улица Нижняя дебря, 104) до комбината Зворыкина (сейчас ТЦ Галерея)– обслуживался с 8 до 18 часов.

В августе 1948 г. автобусный парк был пополнен автобусами «ЗИС-8», к этому времени уже устаревшими. Деревянный каркас салона этих автобусов изготавливался из разных пород дерева, обшивался металлом.

Весной 1950 г. костромичи увидели на дорогах города новые автобусы – «ЗИС – 155». Длина машины составляла 8 метров. Автобус мог перевозить 50 пассажиров (28 сидячих мест). Предполагалось, что «ЗИС-155» будет переходной моделью, поэтому его недостатки – большая высота подножек над тротуаром, плохое отопление салона, сильная загазованность кабины водителя, трудоемкость обслуживания – тоже представлялись временными.

ЗИС-155 на Пролетарской (пр. Текстильщиков) улице. Фото https://pastvu.com
ЗИС-155 на Пролетарской (пр. Текстильщиков) улице. Фото https://pastvu.com

Однако автобусы этой модели выпускались до середины 1950-х, а эксплуатировались еще дольше. В 1950 г. в городе в общей сложности насчитывалось 25 автобусов.

В 1950—1980-е гг. в Костроме как областном центре началось быстрое развитие культуры, образования, здравоохранения. В это время осуществляется интенсивное промышленное и жилищное строительство, появились новые жилые микрорайоны – Черноречье, Юбилейный, Якиманиха, Паново, Давыдовский. Формируются промышленные зоны и новые жилые микрорайоны. Появляются и модернизируются имеющиеся объекты инфраструктуры.

Улица Советская, 1960-е. Фото https://pastvu.com
Улица Советская, 1960-е. Фото https://pastvu.com

Общественный транспорт в 1970-х

Началось массовое дорожное строительство. Рост города и численности населения требовал эффективной городской транспортной системы. Включение Костромы в состав туристического маршрута «Золотого Кольца», и открытие 12 сентября 1970 года автомобильного моста через Волгу положило начало для бурного развития экономики региона.

В Костроме в это время действовало несколько автотранспортных предприятий. В 1970 году в ПАТП № 1 было 250 автобусов. Автобусы выпускали в Советском Союзе основные предприятия: Московский завод имени Лихачева, Львовский, Курганский, Павловский, Ликинский автобусные заводы. В основном по городу ездили следующие марки автобусов: ЗИС – 127, ЛАЗ – 695, КАвЗ – 651, ПАЗ – 672, ЛиАЗ – 677. Также достаточно большую часть автобусного парка занимали венгерские Икарусы, которые стали поступать с 1973 года. Это были самые комфортабельные и популярные автобусы в 70-80 годы.

Улица Советская в 1970-х. Фото https://pastvu.com
Улица Советская в 1970-х. Фото https://pastvu.com

Но были и свои проблемы. Активисты областного комитета народного контроля проверили работу автобусов в Костроме в связи с тем, что на перевозки поступает очень много жалоб. Толпы людей на остановках берут автобусы штурмом, транспорт переполнен. Проверка выявила ряд проблем. Автобусов было предостаточно. Однако был низок коэффициент выпуска автобусов на линии. Во-первых, они долго простаивали на ремонте и техобслуживании, во-вторых, не хватало кадров. Ежедневно 20 автобусов простаивали, потому что некого сажать за руль, а 40 находились в ремонте.

Продолжение следует.

#кострома #автобусы #ссср #транспорт #город