Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. В 1856 году на выставке в Королевской академии изящных искусств в Лондоне всеобщее внимание привлекло полотно пока никому не известного художника Генри Уоллиса "Смерть Чаттертона". Картина впечатляла как своим драматизмом, так и живописностью.
Медноволосый молодой человек лежит на кровати. На нем белая рубаха, расстегнутая на груди, яркие кюлоты, белые чулки. Юноша бледен, его лицо напоминает мрамор. Он мертв.
Оторвав взгляд от мертвого тела и обратив внимание на окружающую обстановку, зритель видит в этом антураже все то, что привело лежащего юношу к печальному исходу его жизни. Рядом с кроватью стоит открытый сундучок, из которого вывалена груда листов, разорванных в клочья. Комнатка маленькая, убого обставленная, явно находится на верхнем этаже дома, скорее всего - на мансарде. Такое жилье стоило дешево.
На полу валяется темная скляночка.
В общем, ясно, что молодой поэт, не получив признания, разочаровавшись в своем творчестве и жизни в целом, принял яд. Да, так оно и было.
Томас Чаттертон родился в Бристоле в 1752 году. Отец его был певчим в хоре, но умер еще до рождения сына. Так что мальчик родился сиротой. Известно, что его хотели обучить на адвоката. Во всяком случае, мальчик какое-то время был учеником адвоката. Однако юридическая стезя его не привлекала совсем. Романтически настроенный подросток мнил себя поэтом.
Он увлекался историей, особенно его привлекало прошлое родного Бристоля. И как-то Томас сочинил поэму на эту тему, стилизовав ее под средневековый текст.
В 17 лет Томас уехал в Лондон, уверенный в своем таланте и в том, что он покорит столицу. Поначалу его приютили родственники, потом юноша снял чердачную комнату. Его попытки опубликоваться и стать известным поэтом терпели одно поражение за другим. Никому не были интересны его стихи, да и он сам. Увы, не нашлось никого, кто поддержал бы юношу в трудный момент его становления, дал бы надежду, укрепил бы его уверенность в себе.
24 августа 1770 года 18-летний непризнанный поэт принял мышьяк. Бедный ребенок... Подобный переход в мир иной очень мучителен и крайне некрасив, но Томас не думал об этом. Его похоронили на кладбищенском участке при работном доме - для самых нищих.
Берясь за работу над картиной, посвященной смерти Чаттертона, Генри Уоллис в какой-то мере выразил отражение своей судьбы. Он тоже рос без отца, также рано потянулся к творчеству, был беден и жаждал признания. Однако, в отличие от несчастного Чаттертона, оказался не так раним и чувствителен к суровой реальности. К тому же его первая работа - эта самая картина - стала знаменитой. Правда, потом Уоллис не создал ничего столь же значительного, не вошел в когорту самых известных художников своего времени.
Для образа Чаттертона ему позировал юный Джордж Мередит (выше можно видеть его портрет уже в пожилом возрасте). Надо сказать, что, в отличие от поэта, в чей образ он вжился для картины, сам Мередит достиг и успеха, и славы, став одним из самых значительных писателей викторианской Англии.
Почитайте еще на моем канале:
Противоречивый образ ростовщика и банкира в искусстве
Самурай, ставший христианином: судьба первого японского посла в Европе
В блоге мужа:
Кто же живет в домике шириной в один метр, находящемся в Варшаве?