В фольклоре метла считалась основным средством передвижения ведьм; сидя верхом на метле, ведьма взлетает в воздух с невероятной скоростью. Существуют разные теории того, почему метла ассоциируется с ведьмой. Согласно наиболее правдоподобной из них, метла является символом женского домашнего хозяйства, "рабочим инструментом" каждой женщины, а ведьмы, по большей части, - именно женщины. В прежние времена женщина обычно подпирала метлой дверь снаружи или втыкала её в дымоход, как знак соседям и гостям, что её нет дома. Отсюда всего один шаг до представления, что ведьмы, которые якобы могут летать, используют своё наиболее привычное орудие и, сидя на нём, вылетают в трубу. Другая теория утверждает, что связь между ведьмой и метлой восходит к древности, когда язычники исполняли ритуалы, связанные с плодородием, чтобы посевы дали богатый урожай. Они садились на мётлы, жерди и вилы и скакали на них по полям, как на игрушечных лошадках, танцуя и подпрыгивая высоко в воздух.
Метла не всегда была "конём дьявола". На немецких гравюрах XVI века ведьмы изображаются верхом на рогатинах, палках, лопатках и демонах в образе животных.
К концу XVI началу XVII веков ведьм чаще рисуют верхом на мётлах или животных демонах. Расположение прутьев на метле со временем менялось. Сначала прутья находились сзади так, чтобы ведьма могла заметать свои следы на небе; в XX веке этот образ вновь преобладает. Но в конце XVII века ведьм чаще изображают сидящими на метле, прутья которой направлены вперёд и вверх. В прутьях закреплена свеча, чтобы освещать дорогу.
Иногда считалось, что дьявол вручает каждой новопосвящённой ведьме метлу и специальную мазь; по другим преданиям, он наделял ими только слабых ведьм, нуждающихся в помощи.
Прежде чем оседлать помело, ведьма должна была натереться сама или натереть помело специальной мазью - отвратительным варевом, в состав которого обычно входили галлюциногенные или ядовитые препараты. Если ведьма находилась в доме, то она, как считали, вылетала через трубу; несколько ведьм, привлечённых к суду, действительно признались в том, что делали это. Колдуны, как и ведьмы, тоже летали на мётлах, хотя на рисунках мужчины чаще изображены верхом на вилах.
По рассказам, ведьмы летали на мётлах на шабаши, иногда перевозя с собой демонов или своих спутников в виде животных. Также верхом на мётлах они летали к морю, чтобы вызвать бурю. Легенды рассказывают, что новички иногда падали. Во время ночных слётов ведьм, таких как Вальпургиева ночь, горожане выставляли серпы и косы, чтобы убивать ведьм, которые падали со своих мётел. Кроме того, они звонили в церковные колокола, которые обладали силой сбрасывать на землю мётлы и сидящих на них ведьм.
Исабель Гоуди, известная шотландская ведьма XVII века, заявляла, что использовала метлу не для полётов, а чтобы обманывать своего мужа. Прежде, чем отправиться на шабаш, она клала в постель вместо себя метлу. По словам Исабель, муж ни разу не заметил подмены, что, скорее может послужить комментарием к их браку, нежели признанием в колдовстве.
Метла используется в некоторых неоязыческих ритуалах колдовства. Её кладут на алтарь вместе с другими орудиями и предметами. Высшая жрица общины ведьм или незамужняя девица символически выметает метлой зло - так делают при очищении пространства для магического круга или при отметании несчастья от только что обучившейся пары. По традиции, во время обучения невеста и жених перепрыгивают через метлу, что похоже на старый валлийский обычай, согласно которому новобрачные должны войти в свой новый дом, перешагнув через метлу. В некоторых обрядах шабаша метлой проводят по кругу в священном пространстве, чтобы вымести старое и изношенное.