Министр внутренних дел Эстонии Март Хельме в интервью немецкому изданию Deutsche Welle охарактеризовал российского президента Владимира Путина как прагматичного и предсказуемого политика, четко соблюдающего интересы своей страны. Это идет вразрез с мнением прибалтийских элит, называющих Россию "непредсказуемым и агрессивным" государством. А вот Хельме, напротив, считает, что с Москвой вполне можно сотрудничать. Что скрыто за этими заявлениями и стоит ли воспринимать министра как потенциального союзника, разбиралось РИА Новости.
Портрет антигероя
Семидесятилетний Март Хельме — один из самых эпатажных политиков Балтии. Он всегда мечтал о собственной партии — причем такой, которая со временем возьмет власть в государстве. Мечта исполнилась в 2012 году. Он учредил Консервативную народную партию (EKRE), оружием выбрал правый популизм и начал эксплуатировать ксенофобские настроения. Особенно активно "консервативные народники" использовали страх эстонцев перед мигрантами из третьего мира. И обещали бороться с "предателями" из числа либеральных чиновников, которые "в угоду Брюсселю" открывают ворота Эстонии смуглокожим мигрантам. К тому же Хельме с единомышленниками регулярно проводит мероприятия памяти эстонских легионеров СС и призывает ставить им памятники.
По результатам прошлогодних парламентских выборов ультраправые из EKRE неожиданно для всех вошли в правящую коалицию. Премьер-министр Эстонии, глава Центристской партии Юри Ратас не собирался сотрудничать с Хельме, но позже пересмотрел мнение. Для "центристов" выборы оказались неудачными — и, чтобы сохранить власть, они взяли в коалицию две правые партии: более умеренное "Отечество" и радикальное EKRE. В новом кабмине "консервативные народники" получили пять министерских постов. В частности, Март Хельме стал главой МВД и заместителем премьера, а его сын Мартин — руководителем Минфина.
На влиятельном государственном посту Март Хельме ничуть не умерил риторику. По-прежнему боролся с мигрантами — но переключил внимание на гастарбайтеров с Украины. "Сюда приезжают не столько украинцы, сколько русские с востока страны, обрусевшие или просто гомо советикусы", — сокрушался Хельме. Всячески усложнял им доступ в страну — и добился своего благодаря пандемии коронавируса. Но тут уже взвыли эстонские промышленные и сельскохозяйственные предприятия — в малолюдной республике без завозных рабочих рук бизнесу практически не выжить. Летом Эстония возобновила прием украинцев.
В ноябре 2019-го Хельме оказался в центре международного скандала: заявил финскому изданию Iltalehti, что Эстонии необходим "запасной план" обороны: на НАТО надежды нет. Как и на Европейский союз — это не "центр силы" в мире. Более того, он сравнил ЕС с другим союзом, Советским — и это в Эстонии, где СССР объявлен символом всего самого плохого. Естественно, коллеги по правительству бросились опровергать его слова — мол, Эстония как никогда уверена и в ЕС, и в НАТО.
Но уже буквально через пару недель Хельме подложил новую "свинью": выступая на радио, обозвал премьер-министра соседней Финляндии (страны, экономические отношения с которой Эстонии особенно важны) Санну Марин "торговкой". Да еще и привел перефразированную цитату из Владимира Ленина: "любая кухарка может стать министром". Эстонскому президенту Керти Кальюлайд пришлось лично извиняться перед Марин, а парламентская оппозиция потребовала отставки Хельме — впрочем, безуспешно. Хотя политика называли даже скрытым "агентом влияния" Москвы.