Мы все страдаем от многочисленных приступов простуды на протяжении всей нашей жизни и никогда не думаем дважды об этом. Мы живем с повторяющимися сезонами гриппа, несмотря на вакцину. Но как насчет Covid-19?
Повторные случаи простуды и гриппа происходят потому, что наша иммунная система, кажется, “забывает” предыдущую инфекцию. Иногда случай недостаточно серьезен, чтобы организм выработал иммунную реакцию и создал “память”, которая поможет бороться с ним в следующий раз. В других случаях вирус изменился настолько, что иммунная система не распознает его и вынуждена вырабатывать совершенно новую реакцию. Это обычно происходит с гриппом, потому, что он сильно мутирует, и именно поэтому вакцины, нацеленные на определенный штамм гриппа, становятся менее эффективными по мере появления новых.
Именно на этом фоне мы слышим сообщения о том, что пациенты с Covid-19 вновь заражаются вирусом. В некотором смысле это не должно удивлять; в конце концов, Covid-19, как и обычная простуда, вызвана коронавирусом. Тем не менее, это тревожное развитие событий, учитывая, насколько более смертоносен этот вирус по сравнению с большинством простуд и гриппа, особенно у пожилых людей и тех, кто страдает такими заболеваниями, как ожирение или диабет. Как бы то ни было, волна новых вспышек вызывает всплеск новых случаев заболевания во всем мире, прежде чем возникнет сыпь повторных приступов.
Стоит ли нам беспокоиться о повторных инфекциях? Все зависит, как и многое другое в этой борьбе, от разработки эффективной вакцины. Хорошая новость заключается в том, что при такой прививке Covid-19, скорее всего, будет представлять меньшую угрозу, даже если вирус задержится в той или иной форме. Но есть и неизвестное.
Вот что мы знаем: когда речь заходит о Covid-19, по крайней мере на данный момент, повторные инфекции кажутся очень редкими. Из более чем 40 миллионов случаев заболевания Covid-19, зарегистрированных во всем мире, было зарегистрировано только пять должным образом документированных реинфекций. 1 это показатель 1,25 на 10 миллионов случаев заражения.
Повторные случаи могут стать более распространенными с течением времени.
Это может произойти, если наша иммунная система не будет последовательно устанавливать сильную или длительную реакцию на вирус, как в случае с четырьмя коронавирусами, которые вызывают обычную простуду. С другой стороны, вирус может начать мутировать достаточно, чтобы позволить ему повторно заразить даже людей, чьи иммунные системы имеют память о нем. Последний сценарий вызывает меньше беспокойства, потому что Sars-Cov-2 — вирус, вызывающий Covid-19, — один из немногих вирусов в своем классе, который имеет механизм “корректурного чтения” для исправления мутаций. В то время как это уменьшает количество мутаций до гораздо меньшего, чем наблюдается с вирусом гриппа, это все еще происходит.
Все это означает, что существует вероятность того, что вирус, вызывающий Covid-19, станет эндемичным в человеческой популяции точно так же, как грипп и обычная простуда. Это, в свою очередь, создает неприятную перспективу повторных блокировок, госпитализаций и смертей. Но тут на помощь приходит вакцина.
Мы знаем, что вирус очень хорошо избегает иммунной системы человека с помощью различных механизмов. Таким образом, инфекция, скорее всего, приведет к неоптимальному иммунному ответу у большинства людей, особенно у более уязвимых пожилых людей, у которых ослаблена иммунная система. Эффективная вакцина поможет организму лучше бороться с инфекцией, ограничивая тяжесть любых последствий для здоровья.
Еще одна хорошая новость:
Большинство нынешних вакцин Covid-19 в разработке нацелены на “спайковый белок”, часть вируса, которая со временем мало изменилась. Кроме того, новые типы вакцин, такие как разрабатываемые Moderna Inc. и Pfizer-BioNTech, которые используют белковые механизмы организма для запуска иммунной системы, могут быть быстро развернуты для производства другой вакцины, если вирус мутирует достаточно, чтобы избежать текущей версии.
Если предположить, что одна или несколько вакцин получат одобрение, у них есть хороший шанс не только предотвратить новые случаи, но и ограничить частоту повторных инфекций. Они не должны идеально работать у наиболее восприимчивых людей, таких как пожилые люди, потому что хорошая кампания иммунизации у молодых людей создаст “стадный иммунитет”, о котором мы все постоянно слышим. Если вакцины не работают вообще — или в конечном итоге не вызывают очень сильную или длительную иммунную реакцию - тогда мы находимся в очень трудном положении. На данный момент, основываясь на ограниченных данных, мы можем только догадываться, в какую сторону он пойдет.
Я сохраняю оптимизм в отношении того, что мы получим одну или несколько вакцин, которые помогут нам справиться с этой болезнью, включая повторные инфекции. Но пока рано говорить наверняка.