Хочу кое-что вам рассказать. Это практически незаметная, но при этом крайне важная вещь, которая влияет на жизнь каждого человека. Не имеет значения, чем вы заняты по роду своей деятельности, сколько вам лет и каких целей вы хотите достичь. Эта "мелочь" так могущественна, что просто диву даешься, как же сильно она влияет на успех во всех сферах жизни. О чем я говорю?
О страхе перед отказом. Сейчас многие могут подумать, что эта информация важна для продавцов и консультантов. Это заблуждение. Страх перед отказом у того, кто занят в продажах - это всего лишь одно из проявлений этой реакции.
Известно, что если обжегся на молоке, то дуешь на воду. Так и формируются у человека привычки и реакции. Тут "обжегся", там "обжегся", и дальше уже не хочется экспериментировать. И это ведет к тому, что люди попадают в ловушку "я заранее знаю ответ". Конечно, ответ по их мнению, основанному на предыдущем опыте, будет отрицательный, поэтому проиграв всю ситуацию в своей голове и "получив" виртуальный отказ, который сам же и придумал, человек с чувством выполненного долга отказывается от любой попытки предпринять реальные действия.
В продажах это выглядит так. Консультант, услышав много раз ответ "нет", не собирается признаваться себе в том, что теперь он боится отказов. Это как-то несолидно, потому что считается, что настоящие профессионалы отказов не боятся, а если и был такой "грешок" в начале карьеры, то со временем привыкаешь, или по крайней мере, по общепринятому мнению должен привыкнуть к слову "нет", и просто перестаешь обращать на него внимание. В теории звучит красиво, но на практике работает по-другому. С одной стороны, постоянно "обжигаться" приятного мало, с другой стороны даже себе стыдно сказать, что отказов как боялся так и боишься. Что же делать?
Психология человека мудра и находчива. Поэтому обычно рано или поздно консультант соображает, что можно… решать за клиента! "Ну этот точно не купит", "такому и предлагать бесполезно", "он этим не интересуется", "поговорю с ним в другой раз, когда обстановка будет более располагающей", "для него это слишком дорого", "обычно такие как он всегда отказываются", "как-то выглядит он не так", "наверняка он сейчас занят, не буду звонить сегодня" и так далее.
И все выглядит просто замечательно! Конечно, дело не "в страхе перед отказом"! Ведь есть же "объективная" причина, которой такой смышленый консультант и руководствуется. А фактически это самообман, потому что это те же самые отказы, только человек заранее отказывает себе сам, чтобы лишний раз не ранить свое самолюбие.
Это происходит не только в продажах. Когда человек стесняется что-то спросить, или предложить, или высказать свое мнение… таких ситуаций встречается много, и на работе, и дома, и во время поездок, походов в магазин - постоянно! Конечно, гораздо проще придумать заранее убедительную причину, по которой "обязательно" откажут, чем сделать над собой усилие и действительно спросить о чем-то другого человека. Только даст ли вам это желаемый результат?
Не нужно решать за других людей. Спросите, предложите, скажите, попросите, узнайте - у вас всегда есть шанс услышать ДА! Просто всегда напоминайте себе об этом, когда услышите отрицательный ответ. Ваша задача - получить желаемое, на этом и сосредоточьтесь. Если вы думаете, что вам отказали, то это не так. Я всегда говорю, что они отказали себе. А для вас не важно, от кого вы услышите то самое да, которое вам нужно, важно то, что вы его обязательно услышите. Представьте себе стюардессу, которая всем пассажирам предлагает напитки. Кто-то отказывается. Обижается ли на него стюардесса? Расстраивается ли из-за этого? Нет, она идет дальше, потому что знает, что всегда найдется тот, кто с удовольствием выпьет чашечку чая.
Вы всегда достигните той цели, к которой стремитесь, только если не услышите единственного страшного отказа - отказа самому себе! Никогда не отказывайте себе в том, чтобы сделать еще один шаг к своей мечте!