Хочу вам рассказать об одной балерине прошлых времен, которая ни по каким внешним параметрам не подходит для роли балерины в наше время.
Балерина Мария Тальони, представительница итальянской балетной династии, была дочерью Филиппо Тальони, который по совместительству был и ее педагогом. И отец всячески хотел, чтобы его дочь стала известной. Но долгое время ему это не удавалось. Не удавалось ничем удивить и впечатлить публику, как он не пытался.
Сама Мария была далеко не красавица: мелкие черты лица, что придавало ей старушечий вид, непропорционально длинные руки, сутулая спина, за которую ее еще в школе прозвали "горбуньей". Также она была слаба в артистическом плане и в плане акробатической техники и энергичности исполнения танца.
Но все изменилось с того момента, когда Филиппо задумал сделать балет специально под ее сильные стороны. Она обладала природной грацией, хорошим свободным прыжком, крепкими "пальцами".
Не без помощи хороших людей появился на свет балет "Сильфида", где Мария исполнила главную роль. Сильфида - это существо, олицетворяющее стихию воздуха, но в балете имело и иносказательное значение - это дух творческой свободы.
Так вот, в этом балете Филиппо Тальони сделал главную героиню такой неземной, порхающей над землей, сделав танец воздушней, легче, построив его на арабесках, прыжках. Также эта роль не требовала актерских данных, ведь Сильфида в балете - дух, существо безэмоциональное.
Как же зрители восприняли этот новый образ?
Был огромный успех!
Современник, видевший Тальони, вот так описывает свое впечатление от ее выступления:
Выходя из театра, ты забываешь Тальони, ты помнишь одну Сильфиду, чудную, воздушную, неуловимую мечту... Тебе так хорошо, так легко в эти блаженные минуты, что ты не захочешь ничего лучшего до тех пор, пока эта жизнь души не будет заглушена заботами житейскими и шумная жалкая существенность не пробудит тебя от этого тихого, роскошного упоения.
Это действительно удивительно, когда видишь на сцене не балерину, а именно Сильфиду, вот так чудесно действует на нас настоящее искусство. И что еще самое занятное, я вам скажу). Посмотрите на следующие иллюстрации, изображающие Тальони! Как изменился ее образ в глазах людей! Она стала похожа чуть ли не на греческую богиню, хотя мы знаем, что ее настоящий облик был далек от всего этого. Удивительная сила искусства и необычайного таланта!
Произошли изменения также и в балетном костюме. Платье стало короче, различные бантики, ленточки, цветочки, камни, утяжелявшие платье, были исключены, вместо высокого и широкого пояса - корсаж, подчеркивающий тонкую талию. И такое платье также зрителям очень приглянулось!
Это было временем революции в балете, что ознаменовало собой эпоху романтизма.