Найти тему
Алексей Доронин

Первая "англичанка" в Советском подводном флоте

Хотя Великобритания начала строить подводные лодки позже, чем Франция и США, в Первой мировой войне британские подводники действовали весьма эффективно, потопив 2 крейсера, 2 вспомогательных судна и 14 грузовых пароходов; при этом было потоплена только одна подлодка. После войны в строй начали вступать морские патрульные лодки типа L. Раньше морские патрульные лодки назывлись «тип Е», но "тип L" были лучше вооружены и имели лучшие показатели скорости.

L-56 на Мальте. Фото из журнала "Морская коллекция"
L-56 на Мальте. Фото из журнала "Морская коллекция"

После Октябрьской революции 6 подлодок (три - типа Е и три - типа L) входили в состав группировки Британского флота в Финском заливе. Основной их задачей было наблюдение за кораблями Красного Флота и атака в случае намерения последних покинуть Крондштадт - атаковать. Так одна из британских подлодок - L-55 -вступила в боестолкновение с эсминцами «Азард» и «Гавриил». L-55 выпустила торпеды, но эсминцы сманеврировали и уклонились. Сама лодка после залпа не смогла удержаться на глубине и всплыла. Корабли открыли огонь из орудий. Субмарина ушла на глубину, но вскоре под водой произошел взрыв, над морем, как сообщалось в докладе, поднялся столб воды. Командиры эсминцев были представлены к ордену Красного Знамени. Позднее и гибели субмарины сообщили и британские власти.

Затонувшую подлодку обнаружили во время проведения испытаний придонного трала в 1926 г. Возникла идея лодку поднять и экспериментально убедиться, как действуют на нее взрывы. Кроме того, водолазы убедились, что лодка была самая современная; вопрос приобрел политическую окраску - это было наглядная иллюстрация того, что британцы применяли в борьбе против большевиков самые эффективные технические средства.

После долгих межведомственных переговоров летом 1928 года субмарину подняли при помощи спасательного судна "Коммуна".

L-55 в дока после откачки воды. Фото из журнала "Морская коллекция"
L-55 в дока после откачки воды. Фото из журнала "Морская коллекция"

Были обнаружены останки 38 членов экипажа. Так как советская сторона запретила британским кораблям входить в территориальные воды, их забрало норвежское судно, которое потом передало останки британской стороне.

Конечно, целая подводная лодка потенциального противника оказалась настоящим кладом и для разведки, и для кораблестроителей. Например, на L-55 было обнаружено большое количество секретных документов, в том числе коды шифрования.

Несмотря на многочисленные сложности, лодку полностью восстановили. Она прошла испытания и в августе 1931 г. была включена в списки кораблей ВМС РККА, заменив латинскую "L" в наименовании на русскую "Л".

"Л-55" в Финском заливе. Фото из журнала "Морская коллекция"
"Л-55" в Финском заливе. Фото из журнала "Морская коллекция"

Впрочем, из боевого состава субмарину вывели уже в начале 1940, передав ее в качестве опытового корабля Научно-исследовательскому морскому институту связи. На ней предполагалось испытывать конструкции морских антенн. Хотя с началом войны Л-55 и включили в состав Отдельного учебного дивизиона подлодок, в морские походы ее пускать не решались - ввиду изношенности. В 1943 субмарину начали использовать в качестве плавучей зарядочной станции - ее дизели обеспечивали подзарядку аккумуляторов подлодок, участвующих в боевых действиях. В 1950 г. Л-55 исключили из списка боевых кораблей. Корпус, по некоторым данным, разделали на металлолом в 1960 г.

Мои последние публикации:

"Нормандия-Неман" на войне

Как советские летчицы поставили рекорд дальнего перелета

Летающие авианосцы Вахмистрова Ч.2 Война

Летающие авианосцы Вахмистрова Ч.1 До войны

Беспилотники микроскопических размеров

Самолеты-параболы Черановского

Итальянский гибрид катера и танка

Вино вместо бомбардировщиков

Советские истребители в США Ч.2 Учебные бои

Советские истребители в США Ч.1 Как они там появлялись

Как Туполев убрал конкурента

Ka-Tsu: боевая машина, ни разу не вступившая в бой

Морские партизаны Второй мировой