Хотя Великобритания начала строить подводные лодки позже, чем Франция и США, в Первой мировой войне британские подводники действовали весьма эффективно, потопив 2 крейсера, 2 вспомогательных судна и 14 грузовых пароходов; при этом было потоплена только одна подлодка. После войны в строй начали вступать морские патрульные лодки типа L. Раньше морские патрульные лодки назывлись «тип Е», но "тип L" были лучше вооружены и имели лучшие показатели скорости.
После Октябрьской революции 6 подлодок (три - типа Е и три - типа L) входили в состав группировки Британского флота в Финском заливе. Основной их задачей было наблюдение за кораблями Красного Флота и атака в случае намерения последних покинуть Крондштадт - атаковать. Так одна из британских подлодок - L-55 -вступила в боестолкновение с эсминцами «Азард» и «Гавриил». L-55 выпустила торпеды, но эсминцы сманеврировали и уклонились. Сама лодка после залпа не смогла удержаться на глубине и всплыла. Корабли открыли огонь из орудий. Субмарина ушла на глубину, но вскоре под водой произошел взрыв, над морем, как сообщалось в докладе, поднялся столб воды. Командиры эсминцев были представлены к ордену Красного Знамени. Позднее и гибели субмарины сообщили и британские власти.
Затонувшую подлодку обнаружили во время проведения испытаний придонного трала в 1926 г. Возникла идея лодку поднять и экспериментально убедиться, как действуют на нее взрывы. Кроме того, водолазы убедились, что лодка была самая современная; вопрос приобрел политическую окраску - это было наглядная иллюстрация того, что британцы применяли в борьбе против большевиков самые эффективные технические средства.
После долгих межведомственных переговоров летом 1928 года субмарину подняли при помощи спасательного судна "Коммуна".
Были обнаружены останки 38 членов экипажа. Так как советская сторона запретила британским кораблям входить в территориальные воды, их забрало норвежское судно, которое потом передало останки британской стороне.
Конечно, целая подводная лодка потенциального противника оказалась настоящим кладом и для разведки, и для кораблестроителей. Например, на L-55 было обнаружено большое количество секретных документов, в том числе коды шифрования.
Несмотря на многочисленные сложности, лодку полностью восстановили. Она прошла испытания и в августе 1931 г. была включена в списки кораблей ВМС РККА, заменив латинскую "L" в наименовании на русскую "Л".
Впрочем, из боевого состава субмарину вывели уже в начале 1940, передав ее в качестве опытового корабля Научно-исследовательскому морскому институту связи. На ней предполагалось испытывать конструкции морских антенн. Хотя с началом войны Л-55 и включили в состав Отдельного учебного дивизиона подлодок, в морские походы ее пускать не решались - ввиду изношенности. В 1943 субмарину начали использовать в качестве плавучей зарядочной станции - ее дизели обеспечивали подзарядку аккумуляторов подлодок, участвующих в боевых действиях. В 1950 г. Л-55 исключили из списка боевых кораблей. Корпус, по некоторым данным, разделали на металлолом в 1960 г.
Мои последние публикации:
Как советские летчицы поставили рекорд дальнего перелета
Летающие авианосцы Вахмистрова Ч.2 Война
Летающие авианосцы Вахмистрова Ч.1 До войны
Беспилотники микроскопических размеров
Самолеты-параболы Черановского
Итальянский гибрид катера и танка
Советские истребители в США Ч.2 Учебные бои
Советские истребители в США Ч.1 Как они там появлялись